Итальянский

i 218

Итальянский язык непосредственно восходит к народной латыни, распространённой на территории Италии.

В Средние века, когда Италия была политически разъединена, общего литературного языка не существовалою...

Вы можете научиться говорить на этом языке

Итальянский язык непосредственно восходит к народной латыни, распространённой на территории Италии. В Средние века, когда Италия была политически разъединена, общего литературного языка не существовало, хотя сохранились письменные памятники различных диалектов. Начиная с эпохи Ренессанса наиболее престижным становится диалект Тосканы, а точнее — Флоренции, на котором писали Данте, Петрарка и Боккаччо. С XVIII—XIX века формируется единый итальянский литературный язык на основе тосканского диалекта, являющегося переходным между северными и южными идиомами. В то же время на территории Италии распространено множество диалектов, взаимопонимание между которыми может быть затруднено: североитальянские диалекты с исторической точки зрения являются галло-романскими, а южноитальянские — итало-романскими. Помимо диалектов, существует несколько региональных разновидностей итальянского литературного языка[1], а также ряд идиомов, считающихся отдельными языками, а не диалектами итальянского языка (в первую очередь сардинский и фриульский).

 

Строй итальянского языка достаточно типичен для романской семьи. В фонологии стоит отметить сохранение противопоставлений по долготе в консонантизме, необычное для новых романских языков. В лексике помимо исконного латинского фонда присутствует множество поздних, «книжных» заимствований из латыни.

 

История

 

Итальянский язык сложился на основе романских диалектов Италии, восходящих к народной латыни. Литературный итальянский язык основан на диалекте Тосканы, то есть того региона, где ранее проживали этруски. Существовало мнение, будто особенности тосканского диалекта связаны с этрусским субстратом[2], однако в настоящее время оно считается устаревшим[3].

Данте Алигьери

 

Историю итальянского языка делят на ряд периодов, первый из которых покрывает время от X века, когда появляются первые записи на народном языке (Веронская загадка, IX век; Капуанские тяжбы, 960 и 963 годы) до XIII века, времени, когда начинается доминирование флорентийского стандарта. На самом раннем этапе диалектные памятники создаются в основном в центре и на юге страны, это обычно юридические документы и религиозная поэзия. Крупным центром учености становится монастырь Монтекассино. Позже, к концу XII века, формируются отдельные центры развития литературной традиции на диалектах: Сицилия (куртуазная поэзия), Болонья, Умбрия и др. Особенно богата тосканская традиция, которой присуще значительное жанровое разнообразие. В то же время наряду с «народным» языком в Италии используются латынь, старофранцузский и старопровансальский языки.

 

В конце XIII века формируется школа «нового сладостного стиля» (dolce stil nuovo), взявшая за основу тосканский диалект. Наиболее значительные деятели тосканской литературы XIII-XIV веков — Данте, Боккаччо и Петрарка. В своих трактатах «Пир» (Convivio) и «О народном красноречии» (De vulgari eloquentia) Данте обосновывал тезис о том, что на народном языке возможно создавать произведения на любые темы — от художественных до религиозных. Такой «просвещённый» народный язык он называл volgare illustre, хотя Данте не считал, что всеми необходимыми качествами обладает какой-то один диалект.

Пьетро Бембо (портрет работы Тициана)

 

В XIV веке обработанный тосканский диалект, ориентирующийся на образцы Данте, Петрарки и Боккаччо, становится, по сути, общеитальянским литературным языком[4]. Период XV—XVI веков называется среднеитальянским. В это время все чаще появляются высказывания о превосходстве народного, а точнее тосканского языка над латынью (Леон Баттисто Альберти, Анджело Полициано), появляется первая грамматика («Правила народного флорентийского языка», 1495). Писатели из других регионов, например неаполитанец Якопо Саннадзаро, стараются приближать язык своих произведений к тосканскому стандарту.

 

В XVI веке в Италии происходит «Спор о языке» (Questione della lingua), после которого стало окончательно принято брать за образец язык классических авторов XIV века: этой точки зрения придерживался Пьетро Бембо, который противостоял и теории «тосканизма», предлагавшей брать за основу живую современную речь Тосканы, и теории «придворного языка» (lingua cortigiana), ориентировавшейся на узус придворных кругов всей Италии[5]. В результате начинают появляться прескриптивные издания, ориентирующиеся именно на эту теорию, в частности печатные грамматики («Грамматические правила народного языка» Джованни Фортунио, «Три источника» Никколо Либурнио)[6] и словари. Несмотря на это в среднеитальянский период в литературных произведениях встречается множество живых тосканских черт, не удержавшихся в конце концов в рамках нормы (например, окончание -a в 1лице единственного числа имперфекта индикатива: cantava `я пел`, совр. cantavo, постпозиция объектных клитик: vedoti `вижу тебя`, совр. ti vedo), в первую очередь у тосканских писателей, таких как Макиавелли.

Алессандро Мандзони — один из создателей современного итальянского литературного языка

 

В XVII и XVIII веках продолжается укрепление позиций тосканского как единого литературного языка Италии, прочие разновидности начинают рассматриваться как «диалекты». В XVII веке появляется фундаментальный словарь Академии делла Круска (три издания: 1612, 1623 и 1691 годы), закрепляющий множество архаизмов и латинизмов. Итальянский язык начинает использоваться в науке (Галилей), в философии, продолжается его использования в литературе и театре (комедия дель арте). В XVIII веке начинается пробуждение итальянского самосознания, в частности на основе единого языка (Л. А. Муратори), вновь появляются идеи о необходимости приблизить литературный язык к народному (М. Чезаротти). В то же время начинается новый расцвет литературного творчества на диалектах (Карло Гольдони пишет пьесы на венецианском диалекте, Джоаккино Белли — стихи на романеско).

 

После Рисорджименто литературный итальянский язык приобретает официальный статус, хотя подавляющее большинство итальянцев им не пользуются. Начинается формирование современного языка, в котором большую роль сыграло творчество миланца Алессандро Мандзони. Начинается серьезное изучение итальянских диалектов (Г. И. Асколи). В то же время попытки правительства расширить сферу употребления итальянского языка приводят к тому, что позиции диалектов начинают слабнуть. Большую роль в этом сыграла Первая мировая война, во время которой литературный язык был зачастую единственным средством общения солдат из разных регионов, и политика правительства Муссолини. После Второй мировой войны начинается стремительное распространение литературного языка за счет всеобщего образования, СМИ. При этом идёт активное переселение людей с юга на север страны и из сёл в города, что приводит к нивелировке диалектов и увеличению роли литературного итальянского языка.

Источник: ru.wikipedia.org

Последние новости

  • Всероссийский  «День Эколят"
    22.04.2024

     

    Уважаемые педагоги и родители!

    Информируем Вас о проведении ежегодного Всероссийского «Дня Эколят»...

  • Диктант Победы
    22.04.2024

     

    В МБУ "Гимназия №38", 26 апреля 2024 года, в 13:00, состоится Диктант Победы...

Год семьи

 

сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации

сайт Министерства просвещения Российской Федерации в сети "Интернет"

Министерство образования и науки Самарской области

Противодействие коррупции на сайте МОиН Самарской области

Международная выставка-форум «Россия»

 

 

Народный фронт

Акция «Учёные – в школы»

Мы в контакте

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Памятка для несовершеннолетних и родителей по профилактике преступлений в отношении детей и обеспечения их безопасности

ЦИФРОВАЯ ГИГИЕНА

Цифровая гигиена

Психологическая помощь родителям 

В 2023 году СГСПУ оказывает родителям бесплатную психолого-­педагогическую, методическую и консультационную помощь по вопросам развития, воспитания и образования их детей в возрасте от 0 до 18 лет, профилактики социального сиротства. Перейти на сайт >>>

Психологическая помощь родителям

 Разговоры о важном

Занятие проводится 1 раз в неделю в 1-11 классах Расписание

Разговоры о важном. Классный марафон

Ревакцинация

 

ПРОФИЛАКТИКА КОРИ

Запишись в новую школу

Объясняем.РФ

Психологическая помощь

 

Большой фестиваль детского и юношеского творчества

Всероссийская организация родителей детей-инвалидов

Пушкинская карта

Пушкинская карта
Удовлетворённость качеством образования

Дедлайн: 3 сентября, пятница, 15:00 мск

Телефон доверия:

Телефон доверия 8-800-2000-122
Телефон доверия

8-800-2000-122

Школьная столовая - раздел на сайте

Горячая линия

 

Оставить отзыв об учреждении( инструкция )

Акция Стоп ВИЧ/СПИД

Остановим СПИД вместе!

Должен знать. Акция стоп ВИЧ/СПИД 

Законопроект

об образовании

Закон об образовании

Горячая линия по вопросам деятельности образовательных организаций

Сетевичок.рф
- онлайн поддержка.
Кибербезопасность

Навигатор Дополнительного ОбразованияНавигатор доп. образования

 

 Персональные данные

Фильм о Самарской области. Масштаб перемен...

Фильм Урок на всю жизнь

Фильм "Урок на всю жизнь"...

Видеоролики о Семье

Видеоролики о семье...

АЗБУКА ПРАВА

Уполномоченный по правам ребенка...

Укрепление общественного здоровья в городском округе Тольятти» на 2021 – 2024 годы 

Профилактика наркоманииПрофилактика наркомании...

Провилактика гриппа и ОРВИ

 

Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС)

Профилактика гриппа и ОРВИ...

Памятки для детей и родителей...

Памятки для детей и родителей

 Переобучение для пенсионеров

Переподготовка для граждан предпенсионного возраста... 

Жалобы на информацию в сети...

 Что нужно знать о коррупции?

Удовлетворённость качеством образования

Опрос «О наиболее востребованных каналах получения информации о деятельности Росреестра»

Опрос Росреестра

Опрос жителей области: Уважаемые родители! Просим вас оценить качество работы общественного транспорта, дорог и предоставления коммунальных услуг!..

Качество услуг социальной сферы...

Добровольцы России

Переход на цифровое эфирное вещание

Школа за раздельный сбор

 

Портал государственных услуг Российской Федерации

 

 

Вестник образования России Рисунок-ссылка

сайт Министерства просвещения Российской Федерации в сети "Интернет" do.tgl.ru   fipi.ru 

 

 

  

 

 

ВЫБОР СХЕМЫ ЦВЕТОВ ФОН+ТЕКСТ:

ЦВЕТ ЗАГОЛОВКОВ

:

ЦВЕТ ТЕКСТА

:

Интервал букв


Тип шрифта


РИСУНКИ



ТЕГ ALT