Концепция системы работы с одаренными детьми

МБУ гимназии №38

городского округа Тольятти

Самарской области

Развитие детской одаренности является одним из приоритетным направлением развития МБУ гимназии № 38, которое включает в себя осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми, развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, работу с одаренными детьми. Анализ проблем традиционной системы обучения и современных концепций работы с одаренными детьми мотивировали методическую службу гимназии к модернизации системы работы с одаренными детьми. Эти факторы позволили выработать концепцию, которая направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности. За это время гимназия стала научно-методической творческой лабораторией, активно разрабатывающей научные и практические аспекты данной проблемы. При этом основными целями учреждения в области развития одаренности стали:

  • развитие одаренности обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
  • внедрение в образовательное пространство гимназии альтернативный вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;
  • стимулирование творческой деятельности педагогического коллектива по развитию одаренности;
  • повышение уровня и качества гимназического образования через идеи гуманной и личностно-ориентированной педагогики.

В процессе работы над концепцией системы развития одаренности детей, был проведен мониторинг результатов учебной и внеучебной деятельности обучающихся гимназии, успехов и достижений каждого ученика. Анализ мониторинга позволил нам выделить следующие виды одаренности:

  • Общая интеллектуальная (академическая) одаренность
  • Информационно- коммуникативная одаренность
  • Творческая одаренность
  • Социальная одаренность
  • Спортивная одаренность

Для развития каждого вида одаренности разработана система мероприятий, включенная в образовательную модель гимназии. При моделировании учтены возрастные особенности, что позволяет детям ориентироваться в образовательном пространстве. Данная система позволяет обучающимся выбирать готовую или самостоятельно моделировать свою образовательную траекторию.

I. Принципы выявления одаренных детей в гимназии

Принципиальное значение имеет разработка методов выявления так называемой «потенциальной» одаренности, это:

1) предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития гимназистов, осуществляемое психологической службой гимназии;

2) переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с учащимися. Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития».

Мы считаем, что режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка гимназии в самые сложные, критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.

II. Научно – методические основы обновления содержания работы с одаренными детьми

Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка. В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса, как деятель самореализации.

С этих педагогических позиций следует рассматривать проблему развития способностей одаренных детей - как реализацию их индивидуальности. Принцип педагогики индивидуализации стал концептуальным обоснованием нашей программы. Исходя из этого, одним из приоритетных направлений программы является совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения.

Наиболее популярной современной концепцией одаренности является теория известного американского специалиста в области обучения одаренных детей Джозефа Рензулли. Он считает, что поведение одаренного человека отражает взаимодействие между 3 основными группами качеств:

  • общие или специальные способности выше среднего,
  • высокий уровень включенности в задачу,
  • высокий уровень креативности.

Принципиально важно то, что Д. Рензулли предлагает считать одаренным не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них. Таким образом, контингент одаренных существенно расширяется, по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений.

Трактовка одаренности в концепции «обогащенного обучения» Д. Рензулли соответствует специфическим условиям функционирования образовательной модели гимназии, поэтому выделенные им факторы одаренности, легли в основу данной концепции. Использование при составлении учебных программ для одаренных детей трактовки одаренности Д.Рензулли, позволяет обучающимся посвящать большую часть времени тем видам деятельности, которые представляют для них наибольший интерес. Основная задача учителя при этом состоит в том, чтобы помочь каждому обучающемуся ставить перед собой посильные задачи, отвечающие его интересам, и овладевать исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач. Д. Рензулли охарактеризовал занятия, построенные в соответствии с принципами концепции «обогащенного обучения», как «выходящие за рамки установленной учебной программы и опережающие ее».

Во всех случаях, когда происходит развитие способностей ребенка, их реализация, оно в значительной мере становиться возможным лишь благодаря самовоспитанию. Принципы концепции свободоспособности (О. Газман) дают возможность одаренному ребенку свободы выбора собственной образовательной траектории (маршрута). Данная концепция открывает одаренным детям перспективу перехода от индивидуального образовательного маршрута к индивидуальному образованию, через реализацию индивидуального учебного плана (ИУП).

III. Принципы обучения одаренных детей

Основные направления научно-методического сопровождения  деятельности педагогов по развитию одаренности определяют широкий спектр принципов обучения одаренных детей. Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства гимназии и возрастающих потребностей гимназистов привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы:

1.применение междисциплинарного подхода;

2.углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;

3.насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;

4.поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;

5.поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

6.поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;

7.оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов,

8. установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин,

9. установка на сохранение приоритета духовно-нравственных ценностей.

Данная концепция работы с одаренными детьми использует основные стратегии обучения детей с высоким умственным потенциалом – ускорение, горизонтальное и вертикальное обогащение, предполагает несколько организационных форм ускорения:

1.ускорение в обычном классе;

2.профильные классы;

3.интеграция основного и дополнительного образования.

IV. Структура системы работы с одаренными детьми

Система работы гимназии с одаренными детьми может быть представлена в следующей схеме:

 

odaren deti stupeni table

 

Таким образом, структура характеризуется наличием внутренних и внешних ресурсов. Внутренние ресурсы предполагают использование кадрового потенциала, научно-технической и материально-технической базы, организационно-методического сопровождения. Внешние ресурсы: сеть научного потенциала года и области, а также внешние международные партнеры, система дополнительного образования. Как видно из представленной схемы, все элементы данной системы взаимосвязаны между собой и строятся на принципах продвижения к познавательным высшим уровням в области избранного предмета, расширение изучаемой области знаний. Следует отметить, одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.

Компонентами в образовательной среде, способствующей развитию одарённости обучающихся, можно выделить следующие компоненты:

  • нормативный;
  • институциональный;
  • функциональный;
  • ценностно – ориентационный;
  • коммуникационный;

Нормативный компонент включает в себя следующее механизмы и инструменты для достижения целей:

1.Разработка локальных актов, положений:

  • о научном обществе учащихся
  • о конференции «Первые шаги в науку»
  • о предметной школьной олимпиаде
  • о кафедре и ассоциациях
  • о научно-методическом совете

2. Договоры о сотрудничестве с партнерами

3. Учебный план:

  • Профильное обучение по индивидуальным учебным планам в рамках регионального эксперимента.
  • Реализация программ профильного и углублённого уровней, элективных курсов в 10-11 классах.
  • Углубленное изучение английского языка во 2 – 11-х классах.
  • Предпрофильная подготовка.
  • Региональный курс «Основы проектной деятельности».
  • Региональный курс «Основы проектирования».

Институциональный компонент включает в себя:

2.Управляющий совет.

3.Педагогический совет

4.Научно – методический совет.

5.Предметные кафедры.

6.Попечительский совет

7.Структурное подразделение дополнительного образования детей клуба «Юниор»

8.Научное общество учащихся.

9.Музей «Хранитель времени».

10. Образовательно-воспитательные проекты.

Функциональный компонент предполагает:

1.Организационно-управленческие меры по внедрению в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий.

2. Использование в учебном процессе технологий, направленных на развитие одаренности.

3.Использование в учебном процессе методов педагогической и психологической диагностики способностей и одаренности.

4.Конкурсы, конференции, олимпиады, спартакиады, выставки для школьников.

5.Издательство газеты «Второй дом»

6.Предметные декады.

Коммуникационный компонент характеризуется следующими механизмами:

1.Расширение сети учреждений, взаимодействующих с гимназией по вопросам одаренности;

2.Увеличение количества социальных партнеров по работе с одарёнными детьми;

3.Создание системы тьюторства;

4.Взаимодействие с социальными службами;

5.Информатизация учреждения;

6.Включение в план работы предметных ассоциаций вопросов развития одаренных детей;

Для ценностно – ориентационного компонента характерны следующие параметры:

1.Формирование духовно-нравственных ценностей, установок на формирование здорового образа жизни, художественного вкуса.

2.Создание системы поощрений и награждений.

Структура системы включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда входят занятия по решению проблем с применением таких известных техник как мозговой штурм, занятия ориентированные на развитие личностных характеристик, упражнения на релаксацию.

Особое значение придается развивающим и интегративным программам. Интегративные программы соединяют познавательные, развивающие и эмоциональные компоненты. Их можно разделить на направленные на обсуждение жизненных ценностей и связанные с исследованием проблемы самоактуализации.

Учебный материал, применяемый педагогами гимназии в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, междисциплинарный контекст, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание. Отбор учебного материала осуществляется на основе различных теоретических подходов, многообразии точек зрения.

Одарённые дети с определённого этапа должны иметь возможности подключиться к различным глобальным формам творческой коммуникации.

V. Общая характеристика методов, способов достижения поставленных целей.

Методы, которые используются в гимназии предполагают прежде всего:

  • диагностику индивидуальных особенностей обучающихся и выбор технологии (под конкретную педагогическую ситуацию);
  • отбор содержания учебного материала и содержания учебной деятельности;
  • выбор оптимальных форм, методов, приемов и средств организации УВП (способов реализации технологии);
  • анализ результата через систему диагностических процедур и рефлексивную деятельность.

При выборе инновационных технологий и методов обучения мы опирались на основные положения:

  • технологии РИЛ – обучения В.В. Полякова;
  • технологии саморазвития личности Г.К. Селевко
  • технологии развития критического мышления через чтение и письмо и др.
  • Формы, педагогические методы и приемы, коммуникативный компонент сопровождения урока в рамках обучения, рассматриваются нами в качестве наиболее приемлемых для решения задач развития индивидуальности личности одаренных детей. Реализация индивидуальности, возможностей каждого одаренного ребенка зависит от его самооценки, мотивации. Именно поэтому в качестве интегрального показателя развития ребенка мы выбрали не только традиционные показатели (достижения в олимпиадах, творческих конкурсах, соревнованиях научных проектов), но и показатели развития индивидуальности личности.

VIII. Характеристика критериев и показателей оценки эффективности системы работы с одаренными детьми

1.Подбор оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития.

2.Использование разнообразных видов поддержки обучающихся:

  • психолого-педагогические (системность стимулирования, обеспечение отношений «человек- человек», комфортность, сотрудничество, совместимость),
  • правовые (обеспечение демократических норм и правил поведения),
  • социальные (обеспечение всем равных стартовых возможностей в обучении),
  • валеологические (обеспечение условий здорового образа жизни- переключения видов деятельности, пауз, физкультминуток, нормализации режима и объема домашних заданий).

3.Наличие права свободного выбора:

  • профиля,
  • уровня,
  • вида творческой деятельности.

4.Комфортность и гуманность пространственной среды (дизайн в оформлении, нормированная мебель, воздушный световой режим, озеленение, внешний вид всех субъектов образовательного процесса).

5. Достижения гимназии в различных конкурсах и олимпиадах;

6. Достижение каждого обучающегося;

Последние новости

mon.gov.ru do.tgl.ru fipi.ru

ВЫБОР ФОНА

ЦВЕТ ЗАГОЛОВКОВ

:

ЦВЕТ ТЕКСТА

:

РИСУНКИ