ПРОЕКТ педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализованного Черновой Г.И. в МБУ гимназии № 38

Содержание

 

 

1. Особенности инновационной педагогики

2. Анализ ситуации.

3. Актуальность темы

4. Цели.

5. Рабочий план реализации проекта.

5.1 Особенности УМК «Перспективная начальная школа»

5.2 Сочетание элементов современных образовательных технологий

в структуре урока.

6. Формы и методы реализации проекта

7. Конкретные ожидаемые результаты.

8. Приложение

9. Литература

 

1. Особенности инновационной педагогики

Цель: развитие личности

Интегральная характеристика : «Школа развития»

Преобладающий тип и характер взаимоотношений: субъект - субъектный

Девиз педагога: «Не навреди»

Характер и стиль взаимодействия: демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность

Формы организации: групповые, коллективные

Методы обучения: проблемные (проблемного изложения, частично-поисковый, эвристический, исследовательский )

Ведущий принцип : «выращивания»

Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником: продуктивный, творческий,

проблемный

Способы усвоения : поисковая мыслительная деятельность, рефлексия

Функции учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий

поисковой работой учащихся

Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию,

наличие интереса к деятельности.

2. Анализ ситуации.

Я работаю в школе 29 лет. Всё так же спешат в школу любознательные мальчишки и девчонки. Всё тот же звенит звонок на урок. И всё тот же вопрос возникает в моей голове «Как сделать урок наиболее эффективным?» Как преодолеть разрыв обучения с жизнью? Как научить детей применять свои знания на практике? Как научить детей учиться, при этом сохранить здоровье и воспитать полезного обществу гражданина, которому выбранная профессия приносила бы радость и счастье.

Изучив различные современные педагогические технологии, я выбрала и использую в своей работе следующие педагогические технологии:

Технологии личностно-ориентированного образования.

Игровые технологии.

Технологии интегрированного обучения

Проблемное обучение.

Здоровьесберегающие технологии.

Непрерывный поиск наиболее эффективных способов обучения привёл меня к тому, что в очередной раз, набрав первоклассников в 2012 учебном году, я выбрала для работы новый УМК «Перспективная начальная школа».

Познакомившись с основными идеями, концепцией данной программы, я нашла ответы на мои вопросы.

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (способностей, интересов) в условиях специально организованной учебной деятельности. Школьнику приходится исследовать, проверять, доказывать, рассуждать, быть в постоянном поиске, чтобы принять решение.

В результате каждый ученик занят своей самостоятельной деятельностью, что приводит в конечном результате к коллективному обсуждению проблемы. Ученик не боится отрицательной оценки учителя, в этом нет необходимости: «Это твоё мнение»,

«Учебники УМК «Перспективная начальная школа» нацеливают детей на работу в группе, в паре, предлагают посмотреть у соседа, сравнить свою работу с работой одноклассника, обменяться тетрадями. Такая работа способствует формированию нравственных основ личности: учит налаживать контакт, доверять соседу по парте, планировать общую работу, распределять обязанности, обсуждать предложенную учителем проблему, доказывать свою точку зрения, совместно принимать решение, осуществлять взаимопроверку, таким образом, формируется так называемая корпоративная и коммуникативная компетенции.

Речь детей приобретает личностную окраску, абсолютное большинство начинает высказывать свое мнение словами: «Я считаю..., я думаю..., а у меня другое мнение..., а у меня своя версия...»Ты так думаешь».

Несомненным достоинством данного методического комплекса является то, что он ориентирован на реального ученика. Построение процесса обучения по УМК принципиально изменяет позицию ученика. В его деятельности начинает занимать существенное место роль исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной мере с ним обсуждает различные точки зрения. Каждый шаг для ученика в обучении – это решение новой задачи: её осмысление, анализ, выдвижение гипотез решения. Ученик учится ставить перед собой цели и сознательно предполагает возможные пути их решения. При этом решение поставленных задач всегда проходит на творческом уровне, с самоконтролем и самооценкой. Всё это в первую очередь и является идеей развивающего обучения, которое так сегодня необходимо.

Несомненным достоинством УМК «Перспективная начальная школа» является и новая роль учителя. Он прежде всего – партнёр, консультант по учебному общению. Учитель должен суметь перестроиться на данный принцип работы. Он не диктатор. Он лишь задаёт наводящие вопросы, ведёт дискуссию, предоставляя ученикам свободу выбора способов, средств и видов деятельности.

3. Актуальность темы.

Особенностью сегодняшнего этапа развития России является то, что происходящие в стране социально-экономические преобразования совпали по времени с общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу. Основные причины, выдвигающие задачу развития образования в центр государственной образовательной политики, - это поворот к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования).

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только усвоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - это оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях социально организованной учебной деятельности, где ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

4. Цели.

Цель моей работы: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться; освоение системы знаний, умения и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Я внедряю в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе. В поисках решения проблемы я использую в своей педагогической деятельности личностно - ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение здоровьесберегающего подхода, компетентностно - ориентированного обучения, информационно - коммуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения.

 

5. Рабочий план реализации проекта.

5.1 Особенности УМК «Перспективная начальная школа»

УМК «» создан на основе научных идей развивающего обучения Л.В. Занкова и Д. Эльконина – В. Давыдова. Основной задачей данного комплекта является развитие личности школьника, его творческих способностей, формирование желания и умения учиться, кроме того в ней заложены воспитание нравственных и эстетических чувств ребенка, его эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и к окружающим.

Главной особенностью «Перспективной начальной школы» является то, что данный комплект – один из первых опытов учебного книгоиздания, соответствующий духу времени и требованиям нового Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приоритетом в начальной школе становится формирование познавательной, речевой, организационной деятельности и приемов работы с информацией независимо от конкретного содержания того или другого учебного предмета. При разработке учебного материала учитываются такие составляющие как возраст школьника, поскольку первоклассник может быть как шести, так и семи, и восьми лет; разный уровень развития школьника (ребенок, не посещавший детский сад, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами – но комплект помогает решать эту задачу); особенности восприятия школьника.

В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, каждый школьник получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки, освоить те способы деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта. Это, прежде всего, первоначальное умение поиска необходимой информации в словарях, справочниках, каталоге библиотеки. Система взаимных перекрестных ссылок между учебниками, каждый из которых имеет специфичный для своей образовательной области словари; дает каждому школьнику возможность в процессе обучения в начальной школе приобрести навыки работы со всеми видами словарей.

УМК «Перспективная начальная школа» формирует умение поиска, передачи и хранения информации. В учебниках комплекта присутствуют ссылки на Интернет-сайты, специально разработанные для работы с младшими школьниками, таким образом, комплект подразумевает создание условий использования компьютера в школе и их перспективное развитие.

Организация обучения рассчитана через систему заданий в учебнике. Интересны главные действующие лица, с помощью которых школьник получает знания – это разновозрастные брат и сестра (Маша и Миша), а также многочисленные второстепенные персонажи, периодически возникающие на страницах учебника. В оформлении учебников применен принцип разноцветных (разнотематических) страниц, книги и тетради снабжены яркими иллюстрациями, не позволяющими учащемуся отвлекаться на посторонние занятия.

Нововведением методической системы является интерактивность. Она понимается авторами комплекта как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. В комплекте выстраивается система интерактивного общения со школьниками посредством клубной работы. Учебники приглашают учащихся принять участие в работе клуба «Ключ и заря» и клуба «Мы и окружающий мир».

УМК «Перспективная начальная школа» подготовлен с учетом всех требований к ребенку XXI века. Здесь применен очень интересный подход к подаче материала, более интересны для младшего школьника раскрыты темы занятий. Очень много креативного материала, подталкивающего детей к творчеству. В данном комплекте ставятся задачи раскрытия способностей человека, удовлетворения его разнообразных образовательных способностей, гармонизации отношений личности общества, окружающей среды, а также формирования у обучающихся эстетически богатого мировоззрения, высокой духовности, культуры и творческого мышления.

5.2 Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока.

Этап урока

Варианты использования образовательных технологий

Методы и приемы.

  1. Организационный этап.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

3.Актуализация знаний

1. Игровые технологии

2. Педагогика сотрудничества

Здоровьесберегающий подход

- Создание игровой ситуации

- Совместная деятельность

-Эвристическая беседа

- Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)

- Психогимнастика.

4.Первичное усвоение новых знаний.

 

Проблемное обучение

Педагогика сотрудничества

Информационно - коммуникативные технологии

Создание проблемной ситуации

Работа в группах, парах

Эвристическая беседа

Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской).

5.Первичная проверка понимания

 

Индивидуальный и дифференцированный подход

Гуманно – личностная технология

Компетентностно – ориентированное обучение

Информационно - коммуникативные технологии

Развивающее обучение

Игровые технологии

Индивидуально – групповая работа. Работа в парах (тройках, четверках)

Создание ситуаций успеха

- Исследовательская работа в группах, парах

- Знакомство с новом материалом на ПК

- Разноуровневые задания на ПК

- Задания на развитие общеинтеллектуальных умений - сравнения, мышления, обобщения.

Игровая ситуация.

Физкультминутка

Здоровьесберегающий подход

- Гимнастика для тела, слуха, глаз; дыхательная гимнастика, точечный массаж.

6. Первичное закрепление.

 

Индивидуальный и дифференцированный подход

Информационно - коммуникативные технологии

- Разноуровневые задания.

- Тестирование на ПК

- Разноуровневые задания на ПК

7. Подведение итогов

Педагогика сотрудничества

Гуманно – личностная технология

- Коллективный вывод подведение итогов

- Создание ситуации успеха.

 

8. Рефлексия

Гуманно – личностная технология

Здоровьесберегающий подход

- Создание ситуации успеха

- Тренинг «Я смог…

Что не получилось»

Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеурочной деятельности. На мой взгляд, формирования ответственного отношения к своему здоровью - необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает четкое чередование видов деятельности.

В уроки, внеклассные мероприятия по предмету включаю гимнастику, гимнастику для слуха, танцевально - ритмические пауза (под музыку) физкультминутки, двигательно – речевые упражнения, точечный массаж, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, беседы с мед.сестрой на темы «Чистота - залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности». Выбирая физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке. Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение – гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.

Считаю, что здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Поэтому в своей практике укрепляю психическое здоровье учащихся, используя методику предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения детей:

1. Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей.

2. Аутогенную тренировку (самовнушение).

3. Занимательный аутотренинг (опора на вариант занимательного аутотренинга "Игры - обучение, тренинг, досуг" В. В. Петрусинского.) - (индивидуально или в парах, групповой игровой треннинг с элементами соревнования) («Полет на космическом корабле», «Смешинка»).

4. Упражнение на снятие нервного напряжения у детей.

5. Упражнения на развитие эмоциональной сферы.

6. Метод "хохочущих" фотографий (автор – психолог Алексей Чалый).

Моя задача не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно – ориентированное обучение, обеспечивающее вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Данный подход используется мной на уроках и на занятиях дополнительного образования по предмету.

6. Формы и методы реализации проекта

Формы урока личностно – ориентированной направленности и методы, используемые внутри данной технологии.

В ходе наблюдений установила, что полноценное развитие личностной свободы школьника обеспечивается за счет освоения качественно нового типа содержания образования: опыта свободной деятельности учащихся. Организация свободной деятельности решает противоречие, возникающее в системе традиционного обучения: между необходимостью жесткой регламентации деятельности на уроке и необходимостью формировать свободную личность ученика.

В ходе инновационного поиска установила, что освоение школьниками опыта свободной деятельности осуществляется более эффективно в условиях органического сочетания двух различных организационных форм:

а) обычных уроков, функции и структура которых несколько изменяются (происходит перераспределение функций между урочной формой и свободной работой);

б) свободной работы учащихся по решению поставленной проблемы.

Во время свободной работы учебные предметы выступают не как средства формирования предметных знаний, а как средства личностного развития учащихся. Цель этой работы состоит не в выполнении учебных заданий, а в формировании умений приобретать знания, понимать свои возможности, интересы через осмысление материала, определять цели собственного саморазвития.

При организации учебной деятельности использую индивидуальные и коллективные формы работы с применением упражнений – комплексов интеллектуального содержания, игровой методики, собственные находки. Люблю нестандартные формы уроков: уроки-викторины, уроки-диспуты, уроки-путешествия, уроки-практикумы, уроки-сказки, интегрированные уроки. Широко использую разноуровневый, дидактический материал для индивидуальной работы с детьми, развиваю творческие способности учащихся, их самостоятельность.

Методы

Формы урока

 

- Проблемный метод;

- Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении;

- Работа в группах, парах;

- Работа с портфолио

-Урок – дискуссия;

- Урок – игра;

- Урок - КВН;

- Урок – беседа;

- Урок – экскурсия;

- Интегрированный урок;

- Урок – размышление;

- Урок концерт.

Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы, цели урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке - удивление, затруднение.

Использую информационно – коммуникативные технологии на уроке, во внеурочной и внеклассной деятельности. Многие уроки провожу с использованием мультимедиа ЭОР (компьютерных презентаций, интерактивной доски), особенно те, которые требуют наглядного представления материала. Учитывая, что основным видом деятельности детей 7-9 лет является игра, предлагаю решить примеры – откроешь картинку, вставишь правильно все буквы – продвинешься ближе к цели сказочного героя. Таким образом , в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Использую программы для демонстрации наглядного материала «Занимательные задания».

Применяю игровые технологии.

Игра – это естественная для ребят и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио». Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. «Портфолио» учеников состоит из двух обязательных частей (учебная деятельность, участие в делах класса , школы) , в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.

Применяю на уроках педагогику сотрудничества, гуманно – личностную технологию Ш.А. Амонашвили. В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого ученика, с целью своевременной помощи и развития способностей. Совместно с детьми провожу рефлексию, учу оценивать свою деятельность и работу одноклассников. По моему мнению, процесс обучения детей должен сочетаться с процессом воспитания, так как безнравственная и бездуховная личность, вооруженная знаниями, опасна для общества.

Мажорный тон уроков – характерная черта моей работы. Уроки для меня и моих учеников – постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на доверии и доброжелательности.

7. Конкретные ожидаемые результаты.

Получить портрет выпускника начальной школы, согласно «Стандарту, ориентированному на становление личностных характеристик выпускника»:

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

С первых дней обучения в школе первоклассники принимают активное участие в школьных проектах:

«Все профессии важны» (Конкурс рисунков);

«Краски осени» (Конкурс поделок и рисунков)

«Школа моей мечты» (Презентация проектов - макет школы , рисунок ). В защите проекта участвовало 17 человек (выступление перед учащимися 3-х первых классов). Пять человек (Деркачёв Марк, Лисовцева Софья, Пынчина Полина, Ржавина Валерия, Ткачёва Юлия) на сцене ДКиТ, на юбилее гимназии получили грамоту и импровизированную «Нику».

«Зимние кружева» (Конкурс рисунков и поделок)

Приняли участие в «Зимних интеллектуальных играх»;

«Международной олимпиаде по основам наук в начальных классах» (математика)

Результатом использования современных образовательных технологий считаю:

- Стабильно высокое качество знаний по предметам более 75%, которые я преподаю, 100% уровень обученности в классе, где я работаю;

- Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно - познавательных мотивов над узколичностными;

- Учащиеся моего класса систематически участвуют во Всероссийских, Международных предметных конкурсах, олимпиадах и имеют хорошие результаты.

Главным положительным результатом работы является высокая активность детей в процессе обучения. Пробуждения интереса к знаниям у всех учащихся, независимо от уровня их подготовки. Я пришла к выводу, что УМК «Перспективная начальная школа» способствует развитию личностно- ориентированного обучения на современном этапе.

Литература:

«Перспективная начальная школа» Программа по учебным предметам.

М.: Академкнига/Учебник, 2011г.

«Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте «Перспективная начальная школа». М.: Академкнига/Учебник, 2011г.

Последние новости

  • Всероссийский  «День Эколят"
    22.04.2024

     

    Уважаемые педагоги и родители!

    Информируем Вас о проведении ежегодного Всероссийского «Дня Эколят»...

  • Диктант Победы
    22.04.2024

     

    В МБУ "Гимназия №38", 26 апреля 2024 года, в 13:00, состоится Диктант Победы...

Вестник образования России Рисунок-ссылка

сайт Министерства просвещения Российской Федерации в сети "Интернет" do.tgl.ru   fipi.ru 

 

 

  

 

 

ВЫБОР СХЕМЫ ЦВЕТОВ ФОН+ТЕКСТ:

ЦВЕТ ЗАГОЛОВКОВ

:

ЦВЕТ ТЕКСТА

:

Интервал букв


Тип шрифта


РИСУНКИ



ТЕГ ALT