Открытый урок по математике

 по учебнику Л.Г.Петерсон (3 класс, 1 часть, урок № 26)

 по теме: «Умножение на 10, 100, 1000…».

 Урок открытия новых знаний в 3 классе

 

 

 

учителя первой квалификационной категории

Черновой Г.И.

 

 

г. Тольятти 2014

 

Класс: 3

 

Учебник: Л.Г.Петерсон 3 класс часть1 урок 26.

 

Тема урока: Умножение на 10, 100, 1000…

 

Тип урока: ОНЗ

 

Тип знания: правило (выведение алгоритма умножения на 1000,10000…)

 

Цели и задачи урока:

 

Создать условия:

 

  • для понятия взаимосвязи между умножением числа на 10, 1000 и умножением числа на 1000, 10000

  • развития коммуникативной культуры, для формирования навыка работы в парах

  • для формирования умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать делать выводы

 

Способствовать:

 

  • развитию навыков умножения числа на 10, 100, 1000, 10000

  • развитию памяти, математической речи, внимания, логического и алгоритмического мышления, интереса к математике

  • созданию атмосферы сотрудничества

 

 

 

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

 

Оборудование : Презентация, карточки с задачей, карточки самооценк

 

Ход урока

 

I. Мотивация учебной деятельности. (1-2мин).

 

Цель:

 

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

 

2) определить содержательные рамки урока.

 

Организация учебного процесса на этапе 1.

 

1 слайд

 

Интервью

 

Сегодня 20 октября. И мы в прямом эфире на уроке математики в гимназии №38, в 3 «в» классе и я попытаюсь взять интервью у учащихся этого класса.

 

Этот урок чем-то отличается от предыдущих уроков математики? Чем?

 

Что это за люди? С какой целью они пришли?

 

Если на уроке присутствуют гости, то работать надо как -то иначе?

 

Какую Вы поставите для себя цель?

 

Чем вы хотите удивить?

 

Чего вы ждете от этого урока?

 

Вы волнуетесь? А ваша учительница?

 

Как вы думаете, урок пройдет успешно?

 

Всем спасибо. Успехов Вам.

 

Прочитайте девиз сегодняшнего урока.

 

Знание- путь к успеху!. 2 слайд

 

Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг - другу, если в этом будет необходимость. Ну, а прежде чем приступать к изучению нового, давайте мы с вами вспомним, что мы уже знаем.

 

II. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в деятельности. (5-6 мин)

 

  1. Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: повторение в области нумерации многозначных чисел;

 

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, обобщение, синтез.

 

Организация учебного процесса на этапе 2.

 

  • Откройте тетради.

  • Сегодня 20 октября, запишите число, классная работа.

 

На доске: 20 октября.

 

Классная работа

 

  • Давайте немного разомнемся

  • Посмотрим, хорошо ли вы умеете считать? 3 слайд

  • 5*8, 5*5, 4*6, 8*8, 25-5, 36-6, 48-8, 99-9, 6*10, 50*10, 4*10, 7*100

  • Теперь давайте, выполним задания в тетради 4 слайд

 

1) - Запишите числа (через запятую в строчку) которые на единицу меньше, чем 80 000, 100 000, 9 999 (79 999, 9 999, 9 998)

 

2) - Запишите числа, которые на единицу больше, чем 80 000, 100 000, 9 999 (80 001, 10 001, 10 000)

 

5 слайд

 

2) - Запишите числа а)138 тыс. 36 ед. (138 036)

 

б) 94 млн. 78 тыс. 875 ед. (94 078 875)

 

6 слайд

 

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте задания, сверяя ответы по эталону. 3 слайд

 

( у 4 учеников в тетрадях проверяет учитель)

 

III. Локализация затруднений. (5 мин)

 

Цель:

 

1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

 

2)сформировать способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности;

 

3) согласовать цель и тему урока.

 

Организация учебного процесса на этапе 3.

 

  • Теперь давайте вспомним знаком ли вам алгоритм умножения числа на 10? (да, к числу справа приписывается один ноль)

 

На доске: 5*10=50

 

Какое свойство умножения мы будем использовать, если надо 10 умножить на число? (переместительное a • b = b • a) 7 слайд

 

На доске: 10*5=5*10=50

 

  • Давайте вспомним алгоритм или последовательность наших действий при умножении числа на 100? (100=10*10, значит, сначала число умножаем 10, полученное еще на 10)

  • 1. 100 разложим на произведение

  • 2. записываем

  • 3. далее применяем какое свойство?

  • 4. 5*10

  • 5. полученный результат еще на 10

 

На доске: 5*100=5*(10*10)=(5*10)*10=50*10=500

 

Какое свойство использовали при умножении числа на 100? (сочетательное a • (bc) = (ab) • c) 8 слайд

 

-Какой можем сделать вывод из проделанных действий при умножении числа на 100?

 

(при умножении числа на 100 справа приписываем два нуля)

 

Посмотрите на следующие примеры

 

5*1000

 

5*10000

 

- Получилось или не получилось решить примеры?

 

- В чем были затруднения?

 

- Чем данные примеры отличаются от тех, которые решали раньше?

 

IV. Построение плана проекта. (4-5 мин)

 

Цель:

 

  1. сформулировать цель урока;

  2. организовать коммуникативное взаимодействие ( в парах, фронтально) для построения нового способа действия;

  3. зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

 

Организация учебного процесса на этапе 4.

 

- Получилось или не получилось решить примеры?

 

- В чем были затруднения?

 

- Чем данные примеры отличаются от тех, которые решали раньше?

 

-Чему мы должны научиться на уроке? (Ответы детей: научиться умножать на 1000 и 10000)

 

- Что нам поможет? Давайте составим план действий:

 

1 Сформулируем правило.

 

2. Тренировка.

 

V. Реализация построенного проекта. (6-8 мин)

 

Цель:

 

  1. организовать коммуникативное взаимодействие по осуществлению плана;

 

Организация учебного процесса на этапе 5.

 

  • Зная алгоритм умножения числа на 100, и используя сочетательный закон – какие будут предложения по способу умножения числа на 1000?

 

На доске: 5*1000=5*(100*10)=(5*100)*10=500*10=5000

 

(вывод – приписываем справа три 0)

 

  • Кто ответит? Зная алгоритм умножения на 1000, можем умножить на 10000?

 

На доске: 5*10000=5*(1000*10)=5000*10=50000

 

(вывод – при умножении на 1000 приписываем справа четыре 0)

 

  • Представьте, что некоторые ученики, как всегда все перепутали, записали, не услышав Елену Анатольевну не 5*1000, 1000*5, что придется им сделать? Что им поможет? (переместительное свойство)

  • Давайте посмотрим, правильный ли алгоритм мы с вами разработали, правильные ли выводы сделали? Откройте учебник

  • Чтения правила (1 ученик), повторение правила на память (несколько учеников)

 

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи .

 

(6-8 мин)

 

Цель:

 

1) зафиксировать приём умножения на 1000 и 1000 во внешней речи.

 

Организация учебного процесса на этапе 6.

 

-Теперь заполним таблицу с проговариванием наших действий 9 слайд

 

А

7

70

700

а·10

70

700

7 000

а·100

700

7 000

70 000

а·1 000

7 000

70 000

700 000

а·10 000

70 000

700 000

7 000 000

 

-Кто может сформулировать единый алгоритм умножения числа на 10, 100, 1 000, 10 000 ?

 

Решим примеры по цепочке № 2 с .83

 

 

 

Физкультминутка

 

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5-6 мин)

 

Цель:

 

  1. организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на умножение на 1000,10000;

 

2) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

 

  1. проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение применять новый способ умножения

 

Организация учебного процесса на этапе 7.

 

- Я думаю, теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание.

 

- Желаю успеха! (Дети выполняют индивидуальное задание № 3 с. 83). Проведите проверку по эталону: 10слайд

 

- Кто допустил ошибки при вычислении? Поставьте на полях знак «?»

 

- Кто поставил знак вопроса? Определите место ошибки и причину.

 

- В чём у вас ошибка? Исправьте ошибки.

 

- Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Ответы детей: запомнить правило).

 

- Молодцы и те, кто нашёл и исправил свои ошибки. Поставьте знак «+».

 

- А кто поставил знак «+»? Молодцы!

 

- Что мы можем сказать по теме урока?

 

- Какая у нас была цель урока? (Ответы детей: научиться решать примеры такого вида).

 

- Достигли мы этой цели или нет?

 

VIII. Включение в систему знаний и повторение. (5-7 мин)

 

Цель:

 

1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным.

 

Форма работы: фронтальная.

 

Организация учебного процесса на этапе 8.

 

    • Мы использовали алгоритм умножения на 1000,10000 при решении примеров. При выполнении, каких еще заданий можно применить эту форму записи? (В задачах, в уравнениях.)

 

  • Я предлагаю вам потренироваться в решении задачи.

 

  • Прочитайте задачу. 11 слайд

 

За 7 дней завод выпускает 35 деталей. Сколько деталей завод выпустит за 1000 дней?

 

  • Какой это тип задач? (Приведение к единице)

 

  • Запишите краткую запись, решение, выражение и ответ.

 

Один учащийся работает на доске, остальные учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях.

 

Организуется взаимопроверка.

 

Проверка организуется по эталону для самопроверки. 12 слайд

 

  • Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

 

    • Кто из вас ошибся?

    • В каком случае?

    • Исправьте ошибку.

    • Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)

    • Кто не ошибся?

    • Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

    • Оцените свою работу . ( на полях + ?)

 

 

 

IX. Рефлексия учебной деятельности. (4 мин)

 

Цель:

 

1) зафиксировать новое правило, изученное на уроке;

 

2) оценить результаты собственной деятельности;

 

3) согласовать домашнее задание.

 

Форма работы: фронтальная.

 

Организация учебного процесса на этапе 9.

 

  • Что нужно сделать в конце урока? (Подвести итог, записать домашнее задание)

 

Запись домашнего задания (с. 84 № 10, с.85 №11,*составить уравнение с многозначными числами) 13 слайд

 

- Чему мы научились?

 

- Какая была перед нами цель? (Ответы детей: научиться решать примеры нового вида).

 

- Достигли ли мы её?

 

- Что помогло эту цель нам достичь? Какой у нас был девиз урока? 14 слайд

 

- Вы довольны своей работой?

 

- Над чем нам ещё нужно поработать?

 

15 слайд

 

- А сейчас оцените свою работу на уроке. (Ребята оценивают свою работу на карточках, которые есть у каждого на столе):

 

- Кто обвел ?, ., !

 

«Я понял всё, но у меня остались вопросы.»

 

?

«Я всё понял, могу работать, пользуясь правилом.»

.

« Я понял всё, могу работать сам и объяснить другому.»

!

 

 

 

- Спасибо за урок! Молодцы!

 

16 слайд

 

















Хранится на Яндекс.Фотках

Последние новости

mon.gov.ru do.tgl.ru fipi.ru

ВЫБОР СХЕМЫ ЦВЕТОВ ФОН+ТЕКСТ:

ЦВЕТ ЗАГОЛОВКОВ

:

ЦВЕТ ТЕКСТА

:

РИСУНКИ