Рекомендации учащимся по изучению поэзии
Приглашение в мир поэзии
Рекомендации учителя русского языка и
литературы,Заслуженного учителя РФ Дасовой Веры
Александровны учащимся по изучению поэзии.
Заботясь об эстетическом и нравственном развитии учащихся, преподаватели должны содействовать формированию у них способности наслаждаться миром прекрасного.
Эта способность будет вызывать у учащихся при обращении с произведением искусства чувство радости, гордости, гнева против зла и насилия, готовность к борьбе за высокие идеалы.
Что такое поэзия? Как рождаются стихи? Когда они приходят к человеку? Зачем они нужны ему? Для одних, умудрённых знаниями и жизненным опытом, эти вопросы понятны и просты, а для других, особенно для подростков, они кажутся сложными и непонятными.
И это не случайно, ибо к пониманию поэзии приходят не сразу, а по мере знакомства с творчеством различных поэтов, с техникой стихосложения, с развитием умения воспринимать поэтические образы.
Чтобы поэзия служила средством нравственного и эстетического воспитания, необходимо вызвать у детей интерес к ней. Целесообразно с этой целью один из уроков посвятить вопросу о роли поэзии в жизни человека.
Цель такого урока: показать нравственную силу русской классической и мировой поэзии, вызвать чувство уважения к поэтам-борцам за свободу народа, пробудить желание читать стихи.
Предметом анализа на уроке может служить творчество поэтов-героев Великой Отечественной войны; поэтов-борцов других стран (например, испанского поэта Гарсиа Лорки, турецкого – Назыма Хикмета и. т. д.); поэзия родного края.
Важно при отборе материала руководствоваться следующими принципами: на уроке не стоит обращаться к произведениям, которые изучаются в школе, так как необходимо открыть перед учащимися что-то новое в мире поэзии; подобранный материал должен волновать ребят, вызывать патриотические, гуманные чувства, гордость за настоящего человека.
Нередко учащиеся, особенно мальчики, откровенно высказывают мысль:
-«И зачем она нам нужна, поэзия?»
Не обратить внимание на эту фразу нельзя. Рассказываем о подвиге поэта Мусы Джалиля; о том, как с томиком Лермонтова в руках гибнет комсомольский поэт Иосиф Уткин; как ушли на фронт «не долюбив, не докурив последней папиросы» совсем юные поэты: Коля Майоров, Михаил Кульчицкий, Павел Коганов, Всеволод Багрицкий, Николай Отрада; о том как прозвучала гимном интернационализма светловская «Гренада»; как переписывали в окопах солдаты стихи К. Симонова «Жди меня»; как многие воины через всю войну пронесли в вещмешках томики В. Маяковского. Затем можно дать прослушать пластинку с записью:
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: повезло…
Строки звучат, как заклинание. Голос тихий, но гневный, сильный. Читает стихи сам автор К. Симонов. Ребята слушают внимательно, наслаждаясь, подавшись вперёд, впитывая в себя музыку стихов.
Так можно начать беседу о поэзии.
Можно ли представить Россию без поэзии Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Маяковского, Светлова? – спрашиваем мы учащихся. Как бы вы чувствовали себя , если бы вдруг узнали, что поэзия – это мираж, что её не было и не будет?
Поэзия и красота неотделимы. Кому недоступны тайны поэзии, тому не полностью доступны тайны красоты, тот видит мир убогим, серым, скучным и однообразным.
Поэзия воспитывает в нас яркое восприятие мира, глубокое понимание движений человеческой мысли, благородство и искренность, любовь к родной природе, глубокое гражданское чувство, внутреннюю моральную убеждённость и чистоту помыслов.
Уводя нас в страну поэзии, настоящий поэт заставляет волноваться, страдать, радоваться и обязательно думать. Мы можем читать стихи поэта, принадлежащего к другой эпо¬хе, но они созвучны нашим мыслям, нашему настроению, на¬шей душе, и поэтому нам кажется, что они написаны сегод¬ня. Прав был А. Франс, который писал:
:
Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои - наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхититель¬но пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы тоже стано¬вимся поэтами, как он.
Наблюдая жизнь, поэт видит часто такое, чего никогда раньше мы не замечали. Сколько людей веками смотрели на белый рыбачий парус, нежно покачивающийся вдали в волнах голубого моря. Поэт увидел этот парус по-своему и написал о нем проникновенные строки, которые волнуют каждого.
У Лермонтова парус зажил своей осо6ой жизнью: он вырос в символ мятежного духа, вечных поисков, неудовлетворённости. Строкам •паруса» более ста лет, а они живут и сегодня.
Идеалом прогрессивной поэзий был и остается человек чистый и благородный, честный и отзывчивый, смелый и ум¬ный.
На пьедестале памятника, который благодарная Россия поставила А. С. Пушкину, высечены слова:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...
Пробуждать чувства добрые» - главная задача воспитателей, мечтающих вырастить настоящего человека.
И именно к этому человеку, к нашему современнику об¬ращены слова бессмертного поэта:
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Подлинные поэты, чьи имена навеки остались в памяти человечества, всегда стремились быть со своим народом. Их муза не умолкала в самые драматические моменты истории народа, наоборот, своими песнями и стихами они поднимали его на борьбу.
Молодой венгерский поэт Шандор Петефи сражался на баррикадах за свободу Венгрии и погиб в этой борьбе. Лорд Байрон покидает свои поместья, палату лордов, присоеди¬няется к греческим повстанцам, воспевает битву за свободу и гибнет в далекой стране в расцвете своих духовных и фи¬зических сил. В Греции похоронил и его сердце.
А Гарсиа Лорка? Хрупкий человек с чистым смуглым ли¬цом и покоряющей улыбкой деревенского подростка. Человек универсальной одаренности - поэт, драматург, музыкант, художник, артист, он обладал большим обаянием. Где бы он ни был, к нему тянулись, славно к родниковой воде; всё рядом с ним оживало и преображалось вещи, звуки и сами люди.
Он был праздником, радостью, которая разом
Овладевала нами, и нам не оставалась другого
Пути, как следовать за ним.
Лорка выражал надежды и чаяния простых людей Испании. И за это испанские фашисты расправились с ним. Это случилось так.
В ночь на 19 августа 193б г. Лорка был выведен из оди¬ночной камеры и посажен в машину вместе с другими заключенными: Гарсиа Лорка ничего не подозревал: заключенным сказали, что их отправляют в лагерь. Только когда разда¬лись выстрелы, он все понял: их привезли на расстрел. Он не хотел умирать…
Знали ли испанские фашисты подлинную цену человеку, которого убили? Конечно, знали. Но разве могли они прос¬тить ему то, что он однажды отказался служить им, воспевать их черные дела?
Пройдут столетия. Канут в вечность фашистские палачи во главе с генералом Франко, а жизнь поэта Федерико Гар¬сиа Лорки будет продолжаться: в испанских школах будут
разучивать его стихи, на испанских улицах будут петь его песни. Их поют и сегодня.
Настоящие поэты всегда были солдатами. Как и солдаты, они давали клятву верности Родине, как солдаты, умирали в бою.
В Москве, в Центральном доме литераторов, висит, мра¬морная мемориальная доска, на которой золотыми буками высечены имена поэтов, отдавших свою жизнь за Родину.
Среди фамилий поэтов-бойцов много не только известных и признанных имен, таких как. Иосиф Уткин, Вадим Стрельченко, Джек Алтуазен, Юрий Инге, но и тех, кто не увидел при жизни, ни одной своей написанной книги. Они были очень молоды: Всеволоду Багрицкому (сыну поэта Эду¬арда Багрицкого) и Захару Городецкому не было и двадцати.
Поэт Николай Майоров не успел сделать многого: его литературное наследие ста страниц, три тысячи строк. Он писал о своих сверстниках:
Мы были высоки, русоголовы,
Вы в книгах прочитаете,
как миф,
О людях, что ушли не долюбив,
Не докурив последней папиросы
Павел Коган - поэт, чьи стихи завоевали любовь ещё при его жизни, автор знаменитой песни «Бригантина» пи¬сал о своём поколении:
Есть в наших днях такая
точность,
Что мальчики иных веков,
Наверно, будут плакать ночью
О времени большевиков...
Они нас выдумают снова
Сажень косая и твердый шаг -
И верную найдут основу,
Но не сумеют так дышать,
Как мы дышали, как дружили,
Как жили мы, как впопыхах
Плохие песни мы сложили
О поразительных делах
Скромность - пожалуй, одна из основных черт поэтов предвоенного поколения. Сверстники и товарищи помнят их такими, какими они, уходили от нас: молодыми, сильными, жизнелю6ивыми.
В 1944 г. в боях под Нарвой за Ленинград погиб ленинградский поэт Георгий Суворов.
Он не успел при жизни выпустить своего сборника, но буквально за несколько дней до гибели написал эти трагические строки:
В воспоминанье мы тужить не будем.
Зачем туманить грустью ясность дней,
Свой добрый век мы прожили, как. люди,
и для, людей.
Когда солдаты умирают героями, они остаются посмертно в списках полка, на поверках они правофланговые. Когда умирают поэты, их стихи только остаются на поверке. Поэты-бойцы гордились своим поколением, и теперь наше: по¬коление гордится ими.
Наслаждаясь поэзией природы, поэзией труда, поэзией любви, человек стремится передать это наслаждение всем людям. У С. Ёсенина есть проникновенные стихи природе.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестит зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Волнуя и трогая, эти стихи, рожденные под впечатлени¬ем красоты природы, вызывают у нас чувство внутренней радости.
Любовь к природе, к родным местам неразрывно связа¬на с любовью к Родине. Вот почему большинство стихов С. Есенина являются глубоко патриотичными и служат поэ¬тическим оружием в борьбе за воспитание человека.
Говоря о поэзии, и ее месте в жизни человека, не следует думать, что богатство поэзии откроется сразу, без усилий и подготовки. Мир поэзии, подчас очень сложный, трудный для восприятия, требует определенной подготовки. Поэтому чтение стихов, знакомство с биографической и творческой деятельностью поэтов, создание личной библиотеки поэтов - все это в значительной степени окажет влияние на тех, кто соприкоснулся с миром прекрасного и вдумался в слова поэта Леонида Завальнюка:
Зачем же Вы молодость грабите,
Мимо стихов идя?
Также читайте новые статьи в методической копилке:
-
1Урок по математике "прибавление числа к сумме"09.01.2018
-
2Развитие интеллектуальных способностей в начальной школе16.04.2017
-
3Урок русского языка «Правописание окончаний-нарушителей в существительных»16.04.2017
-
4Проектирование технологической карты урока16.04.2017
-
5Проект «Стили речи» Творческая мастерская. Запись сказки Колобок в различных стилях речи16.04.2017