Рекомендации учащимся по изучению поэзии

Приглашение в мир поэзии

Рекомендации учителя русского языка и

литературы,Заслуженного учителя РФ Дасовой Веры

Александровны учащимся по изучению поэзии.

 

Заботясь об эстетическом и нравственном развитии учащихся, преподаватели должны содействовать формированию у них способности наслаждаться миром прекрасного.

Эта способность будет вызывать у учащихся при обращении с произведением искусства чувство радости, гордости, гнева против зла и насилия, готовность к борьбе за высокие идеалы.

Что такое поэзия? Как рождаются стихи? Когда они приходят к человеку? Зачем они нужны ему? Для одних, умудрённых знаниями и жизненным опытом, эти вопросы понятны и просты, а для других, особенно для подростков, они кажутся сложными и непонятными.

И это не случайно, ибо к пониманию поэзии приходят не сразу, а по мере знакомства с творчеством различных поэтов, с техникой стихосложения, с развитием умения воспринимать поэтические образы.

Чтобы поэзия служила средством нравственного и эстетического воспитания, необходимо вызвать у детей интерес к ней. Целесообразно с этой целью один из уроков посвятить вопросу о роли поэзии в жизни человека.

Цель такого урока: показать нравственную силу русской классической и мировой поэзии, вызвать чувство уважения к поэтам-борцам за свободу народа, пробудить желание читать стихи.

Предметом анализа на уроке может служить творчество поэтов-героев Великой Отечественной войны; поэтов-борцов других стран (например, испанского поэта Гарсиа Лорки, турецкого – Назыма Хикмета и. т. д.); поэзия родного края.

Важно при отборе материала руководствоваться следующими принципами: на уроке не стоит обращаться к произведениям, которые изучаются в школе, так как необходимо открыть перед учащимися что-то новое в мире поэзии; подобранный материал должен волновать ребят, вызывать патриотические, гуманные чувства, гордость за настоящего человека.

Нередко учащиеся, особенно мальчики, откровенно высказывают мысль:

-«И зачем она нам нужна, поэзия?»

Не обратить внимание на эту фразу нельзя. Рассказываем о подвиге поэта Мусы Джалиля; о том, как с томиком Лермонтова в руках гибнет комсомольский поэт Иосиф Уткин; как ушли на фронт «не долюбив, не докурив последней папиросы» совсем юные поэты: Коля Майоров, Михаил Кульчицкий, Павел Коганов, Всеволод Багрицкий, Николай Отрада; о том как прозвучала гимном интернационализма светловская «Гренада»; как переписывали в окопах солдаты стихи К. Симонова «Жди меня»; как многие воины через всю войну пронесли в вещмешках томики В. Маяковского. Затем можно дать прослушать пластинку с записью:

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: повезло…

Строки звучат, как заклинание. Голос тихий, но гневный, сильный. Читает стихи сам автор К. Симонов. Ребята слушают внимательно, наслаждаясь, подавшись вперёд, впитывая в себя музыку стихов.

Так можно начать беседу о поэзии.

Можно ли представить Россию без поэзии Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Маяковского, Светлова? – спрашиваем мы учащихся. Как бы вы чувствовали себя , если бы вдруг узнали, что поэзия – это мираж, что её не было и не будет?

Поэзия и красота неотделимы. Кому недоступны тайны поэзии, тому не полностью доступны тайны красоты, тот видит мир убогим, серым, скучным и однообразным.

Поэзия воспитывает в нас яркое восприятие мира, глубокое понимание движений человеческой мысли, благородство и искренность, любовь к родной природе, глубокое гражданское чувство, внутреннюю моральную убеждённость и чистоту помыслов.

Уводя нас в страну поэзии, настоящий поэт заставляет волноваться, страдать, радоваться и обязательно думать. Мы можем читать стихи поэта, принадлежащего к другой эпо¬хе, но они созвучны нашим мыслям, нашему настроению, на¬шей душе, и поэтому нам кажется, что они написаны сегод¬ня. Прав был А. Франс, который писал:

:

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои - наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхититель¬но пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы тоже стано¬вимся поэтами, как он.

Наблюдая жизнь, поэт видит часто такое, чего никогда раньше мы не замечали. Сколько людей веками смотрели на белый рыбачий парус, нежно покачивающийся вдали в волнах голубого моря. Поэт увидел этот парус по-своему и написал о нем проникновенные строки, которые волнуют каждого.

У Лермонтова парус зажил своей осо6ой жизнью: он вырос в символ мятежного духа, вечных поисков, неудовлетворённости. Строкам •паруса» более ста лет, а они живут и сегодня.

Идеалом прогрессивной поэзий был и остается человек чистый и благородный, честный и отзывчивый, смелый и ум¬ный.

На пьедестале памятника, который благодарная Россия поставила А. С. Пушкину, высечены слова:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал...

Пробуждать чувства добрые» - главная задача воспитателей, мечтающих вырастить настоящего человека.

И именно к этому человеку, к нашему современнику об¬ращены слова бессмертного поэта:

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Подлинные поэты, чьи имена навеки остались в памяти человечества, всегда стремились быть со своим народом. Их муза не умолкала в самые драматические моменты истории народа, наоборот, своими песнями и стихами они поднимали его на борьбу.

Молодой венгерский поэт Шандор Петефи сражался на баррикадах за свободу Венгрии и погиб в этой борьбе. Лорд Байрон покидает свои поместья, палату лордов, присоеди¬няется к греческим повстанцам, воспевает битву за свободу и гибнет в далекой стране в расцвете своих духовных и фи¬зических сил. В Греции похоронил и его сердце.

А Гарсиа Лорка? Хрупкий человек с чистым смуглым ли¬цом и покоряющей улыбкой деревенского подростка. Человек универсальной одаренности - поэт, драматург, музыкант, художник, артист, он обладал большим обаянием. Где бы он ни был, к нему тянулись, славно к родниковой воде; всё рядом с ним оживало и преображалось вещи, звуки и сами люди.

Он был праздником, радостью, которая разом

Овладевала нами, и нам не оставалась другого

Пути, как следовать за ним.

Лорка выражал надежды и чаяния простых людей Испании. И за это испанские фашисты расправились с ним. Это случилось так.

В ночь на 19 августа 193б г. Лорка был выведен из оди¬ночной камеры и посажен в машину вместе с другими заключенными: Гарсиа Лорка ничего не подозревал: заключенным сказали, что их отправляют в лагерь. Только когда разда¬лись выстрелы, он все понял: их привезли на расстрел. Он не хотел умирать…

Знали ли испанские фашисты подлинную цену человеку, которого убили? Конечно, знали. Но разве могли они прос¬тить ему то, что он однажды отказался служить им, воспевать их черные дела?

Пройдут столетия. Канут в вечность фашистские палачи во главе с генералом Франко, а жизнь поэта Федерико Гар¬сиа Лорки будет продолжаться: в испанских школах будут

разучивать его стихи, на испанских улицах будут петь его песни. Их поют и сегодня.

Настоящие поэты всегда были солдатами. Как и солдаты, они давали клятву верности Родине, как солдаты, умирали в бою.

В Москве, в Центральном доме литераторов, висит, мра¬морная мемориальная доска, на которой золотыми буками высечены имена поэтов, отдавших свою жизнь за Родину.

Среди фамилий поэтов-бойцов много не только известных и признанных имен, таких как. Иосиф Уткин, Вадим Стрельченко, Джек Алтуазен, Юрий Инге, но и тех, кто не увидел при жизни, ни одной своей написанной книги. Они были очень молоды: Всеволоду Багрицкому (сыну поэта Эду¬арда Багрицкого) и Захару Городецкому не было и двадцати.

Поэт Николай Майоров не успел сделать многого: его литературное наследие ста страниц, три тысячи строк. Он писал о своих сверстниках:

Мы были высоки, русоголовы,

Вы в книгах прочитаете,

как миф,

О людях, что ушли не долюбив,

Не докурив последней папиросы

Павел Коган - поэт, чьи стихи завоевали любовь ещё при его жизни, автор знаменитой песни «Бригантина» пи¬сал о своём поколении:

Есть в наших днях такая

точность,

Что мальчики иных веков,

Наверно, будут плакать ночью

О времени большевиков...

Они нас выдумают снова

Сажень косая и твердый шаг -

И верную найдут основу,

Но не сумеют так дышать,

Как мы дышали, как дружили,

Как жили мы, как впопыхах

Плохие песни мы сложили

О поразительных делах

Скромность - пожалуй, одна из основных черт поэтов предвоенного поколения. Сверстники и товарищи помнят их такими, какими они, уходили от нас: молодыми, сильными, жизнелю6ивыми.

В 1944 г. в боях под Нарвой за Ленинград погиб ленинградский поэт Георгий Суворов.

Он не успел при жизни выпустить своего сборника, но буквально за несколько дней до гибели написал эти трагические строки:

В воспоминанье мы тужить не будем.

Зачем туманить грустью ясность дней,

Свой добрый век мы прожили, как. люди,

и для, людей.

Когда солдаты умирают героями, они остаются посмертно в списках полка, на поверках они правофланговые. Когда умирают поэты, их стихи только остаются на поверке. Поэты-бойцы гордились своим поколением, и теперь наше: по¬коление гордится ими.

Наслаждаясь поэзией природы, поэзией труда, поэзией любви, человек стремится передать это наслаждение всем людям. У С. Ёсенина есть проникновенные стихи природе.

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестит зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Волнуя и трогая, эти стихи, рожденные под впечатлени¬ем красоты природы, вызывают у нас чувство внутренней радости.

Любовь к природе, к родным местам неразрывно связа¬на с любовью к Родине. Вот почему большинство стихов С. Есенина являются глубоко патриотичными и служат поэ¬тическим оружием в борьбе за воспитание человека.

Говоря о поэзии, и ее месте в жизни человека, не следует думать, что богатство поэзии откроется сразу, без усилий и подготовки. Мир поэзии, подчас очень сложный, трудный для восприятия, требует определенной подготовки. Поэтому чтение стихов, знакомство с биографической и творческой деятельностью поэтов, создание личной библиотеки поэтов - все это в значительной степени окажет влияние на тех, кто соприкоснулся с миром прекрасного и вдумался в слова поэта Леонида Завальнюка:

Зачем же Вы молодость грабите,

Мимо стихов идя?

Последние новости

Вестник образования России Рисунок-ссылка

сайт Министерства просвещения Российской Федерации в сети "Интернет" do.tgl.ru   fipi.ru 

 

 

  

 

 

ВЫБОР СХЕМЫ ЦВЕТОВ ФОН+ТЕКСТ:

ЦВЕТ ЗАГОЛОВКОВ

:

ЦВЕТ ТЕКСТА

:

Интервал букв


Тип шрифта


РИСУНКИ



ТЕГ ALT