Концепция воспитательной деятельности МБУ гимназии № 38

Концепция воспитательной системы МОУ гимназии № 38 на основе концепций В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Сухомлинского В.А., Караковского В.А., Ушинского К.Д., Иванова И.П., Щурковой Н.Е. и развивается в соответствии с законом РФ «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, письмом Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении», Конвенцией о правах ребенка, федеральных законов в сфере образования, Устава МОУ гимназии №38, Программой развития МОУ гимназии № 38.

Воспитательная система гимназии охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально-предметной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство. Развитие воспитания в системе образования России в последние годы стало одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства образования России, органов управления образованием субъектов РФ, образовательных учреждений.

Организация воспитательного процесса в МОУ гимназии № 38 закладывает у подрастающего поколения основы общественных идеалов и ценностей, создает условия, при которых каждый ребенок может научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуются школа и общество.

Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.

Воспитательная система создается и развивается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога.

Цель воспитательной системы - развитие личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.

Задачи:

1. Создание условий для развития творческих способностей, инициативности, самостоятельности учащихся с учетом интересов, склонностей, личностных и возрастных особенностей.

2. Формирование развивающей нравственно и эмоционально благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности.

3. Развитие системы самоуправления учащихся.

4. Создание условий для укрепление здоровья учащихся, профилактики правонарушений.

Успешной реализации концепции воспитания способствует разработанная Программа развития гимназии, где отражены цели, задачи, направления работы, этапы и методы реализации мероприятий по развитию воспитательной системы школы; скоординированность действий всех участников образовательного процесса: администрации, классных руководителей, родителей и учащихся. В качестве подпрограмм в школе разработаны и действуют:

- Программа «Одаренные дети»

- Программа воспитания здорового образа жизни

- Программа гражданского воспитания учащихся «Я – гражданин»

- Программа профилактики правонарушений «сделай правильный выбор!»

- Программа по профориентации учащихся

- Программа дополнительного образования

- Программа летней занятости учащихся «Каникулы»

Воспитательная система гимназии – это открытая система, консолидирующая все имеющиеся социальные институты вокруг решения ее задач.

Для воспитательной системы гимназии характерны: развитие, ориентация учащихся и учителей на творчество, глубокая интеграция основного и дополнительного образования, благоприятный психологический климат, представление права выбора, поиск личностно-ориентированных технологий и форм воспитания.

К системообразующим видам деятельности можно отнести познавательную, научно-исследовательскую, творческую и досуговую деятельность.

Следует отметить, что ученик имеет возможность обогатить и расширить свои знания через кружки и секции дополнительного образования структурного подразделения «Юниор».

Воспитательная система играет существенную роль в развитии личности.

Управление воспитательной системой – это особое управление, оно глубокое и много аспектное. Управление осуществляется системой в целом и каждым ее компонентом в отдельности с учетом его своеобразия.

Первое осуществляется через моделирование, создание образа своей гимназии в сознании педагогов, родителей, учащихся. Через диагностику определения приоритетов ценностей субъектов воспитательной системы была создана модель выпускника.

 

Модель выпускника гимназии № 38

Нравственный потенциал

Осмысление целей и смысла жизни, понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости; готовность к профессиональному самоопределению и самореализации; активность в общешкольных и классных делах.

Познавательный потенциал

Желание и готовность продолжать обучение после школы или включаться в трудовую деятельность, потребности в углубленном изучении избранной профессии, в самостоятельном добывании новых знаний

Коммуникативный потенциал

Владение умениями и навыками культуры общения, толерантности, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоционально устойчивое поведение в жизненных кризисных ситуациях.

Культурный потенциал

Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в посещении учреждений культуры,

стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими.

Физический потенциал

Потребность в здоровом образе жизни

Стремление к физическому совершенствованию

 

Модель выпускника гимназии

 

Управление воспитательной системой школы осуществляется через структурные компоненты: классы, кружки, секции, методическое объединение классных руководителей, родительский комитет., Попечительский совет.

Создание и развитие воспитательной системы гимназии происходит в несколько этапов.

1 Этап – Этап становления.

Цель: Формирование концепции воспитательной системы как совокупности основных педагогических идей.

Задачи:

1.Выделить системообразующую деятельность, которая отражала бы коллективные потребности и детей, и взрослых; была бы значима для школы; обеспечена материально-технической базой, кадрами.

2.Введение инноваций в школьную жизнь.

3.Создание модели выпускника.

4.Формирование связей с внешней средой.

Ожидаемый результат:

Цели воспитательной деятельности должны быть сформулированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.

2 Этап – Отработка содержания деятельности и структуры воспитательной системы.

Цель: Развитие инициативы, творчества, традиций, содружества детей и взрослых.

Задачи:

1.Утвердить приоритетные направления функционирования воспитательной системы.

2.Развивать общешкольные школьные коллективы и создавать временные.

3.Развивать самоуправление.

4.Развивать взаимодействие школы с внешней средой.

5.Обеспечить нормативно-правовые условия функционирования воспитательной системы.

Ожидаемый результат: Создание нормативно-правовой базы и методического обеспечения воспитательной системы.

3 Этап – Завершающий.Система окончательно сформирована.

Цель: Усиление интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Задачи:

1.Содружество детей и взрослых.

2.Реализация личностного подхода.

3.Развитие нового педагогического мышления педагогов, основанного на самоанализе и педагогическом творчестве.

4.Многообразие форм, методов и приемов воспитательной работы.

Ожидаемый результат: Создание воспитательной системы школы, обобщение опыта работы, создание новых традиций.

4 этап – Этап обновления и перестройки.

Цель: Рост социальных потребностей коллектива.

Задачи:

1.Введение инноваций, ведущих к изменениям системы.

2.Разнообразие содержания.

3.Усложнение организационных и управленческих процессов.

Ожидаемый результат: Совершенствование воспитательной системы школы, подъем на новый более высокий уровень.

В соответствии с поставленными целями и задачами воспитания разработаны критерии и показатели эффективности воспитательной системы:

Критерии

Показатели

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося

  1. Освоение образовательной программы

  2. Развитие мышления

  3. Познавательная активность

  4. Сформированность учебной деятельности

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося

  1. Нравственная направленность личности

  2. Сформироавнность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду

Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося

  1. Коммуникабельность

  2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся

  3. Знание этикета

Сформированность физического потенциала личности

  1. Состояние здоровья учащихся

  2. Развитость физических качеств личности

Сформированность общешкольного коллектива

  1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

  2. Развитость самоуправления

  3. Сформированность совместной деятельности

Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе

  1. Комфортность ребенка в школе

  2. Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)

 

Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

Выпускник школы, выйдя из стен школы, должен не только иметь знания по различным предметам, но и минимум правовых, этических знаний, умений, не потеряться во взрослой жизни, приобрести навык общения, организаторские способности, найти свое место в условиях рынка, экономики, познакомиться с азбукой бизнеса, уметь организовать свою семью, воспитать своих детей.

Описание модели воспитательной системы МОУ гимназии № 38

Анализ реализации Программы развития МОУ гимназии № 38 позволяет оценить достижение основной цели воспитательной работы - гармоничное развитие личности учащегося с учетом его возраста, интеллекта и интересов, а также воспитанность личности школьника.

В МОУ гимназии №38 создана воспитательная система школы, которая должна стать единством педагогических целей и целей самих детей. В состав воспитательной системы школы входят: процесс обучения, внеклассная образовательная среда, внеучебная сфера, взаимодействие с социальными партнерами

 

img2

В течение ряда лет гимназия определила для себя основные цели воспитания:

формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, толерантности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, воспитанности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;

гармоничное развитие личности учащегося с учетом его возраста, интеллекта и интересов, а так же воспитанность личности школьника.

В связи с этим на протяжении нескольких лет ставятся задачи, способствующие развитию и совершенствованию воспитательной системы школы.

Воспитательная работа в МОУ гимназии № 38 направлена на решение следующих задачи:

 

img3

 

В связи с поставленными задачами и для их реализации воспитательная работа школы ведется по следующим направлениям

 

img4

 

В процессе формирования личности воспитание как целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Проблемы воспитания стоят в центре внимания педагогического коллектива гимназии и требуют от учителей максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ученика, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Анализ исследования личности учащихся, их интересов и склонностей предполагает формы работы, которые помогут создать эффективную технологию воспитания личности через систему дополнительного образования с учетом личностно-ориентированного подхода к ребенку. В образовательном учреждении созданы условия для успешного развития дополнительного образования – работает структурное подразделение дополнительного образования «Юниор». Для развития интересов, склонностей и способностей учащихся создана широкую система секций и кружков по самым различным направлениям где каждый ребенок имеет возможность проявить свои способности, почувствовать стремление к тому или иному виду деятельности, реализовать его под руководством опытного специалиста.

Занятость учащихся дополнительным образованием по направлениям.

img5

Гимназией заключены договоры о сотрудничестве учреждениями дополнительного образования города: ДДК, детскими спортивными школами, детскими художественными школами, музыкальной школой.

Помимо этого гимназия сотрудничает с учреждениями культуры: краеведческим музеем города, городскими библиотеками, филармонией, театром «Пилигрим», «Колесо».

Добиться эффективной работы воспитательной системы невозможно без сотрудничества с социальными партнерами. Гимназия № 38 осуществляет давнее сотрудничество в сфере воспитания подрастающего поколения с самыми различными организациями: ТОС-2, воинская часть № 02977, центр «Семья», центр «Диалог», ОДН РУВД, учреждения культуры и дополнительного образования детей, МОУ города, гимназия № 1529 (г. Москва), Фонд поддержки образования (г.Санкт-Петребург), вузы города, Совет ветеранов, Тольяттинский общественный фонд.

 

img6

 

Воспитательная работа любой школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость и целостность личности.

Среди основных форм работы с родителями следует отметить следующие:

Дней открытых дверей (раз в четверть)

Консультаций, проведение родительских собраний

Встречи со специалистами

Внеклассных мероприятий с участием родителей (Веселые старты, КВН, субботники, концерты)

Работа Попечительского совета

Направления работы с родителями

 

img7

 

Все это способствует формированию положительного отношения к школе, к педагогическому коллективу.

Но чтобы выработать совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков, необходимо совершенствовать формы работы с родителями учащихся, использовать новые технологии (проведение родительских собраний с использованием ИКТ, в виде тренингов, круглых столов и других форм).

Предметом особого внимания при реализации Программы развития стали органы ученического самоуправления. В гимназии успешно работает модель ученического самоуправления «Совет советов», неоднократно занимавшая призовые места на конкурсах моделей ученического самоуправления разного уровня. В основе модели – работа Совета гимназистов и советов класса.

Необходимо отметить рост участников ученического самоуправление, повышение интереса к самоуправлению, что в свою очередь влияет на рост самосознания личности, исследования психологов отмечают рост социализации личности.

Опрос лидеров ученического самоуправления показывает, что в выполнении своих обязанностей им не хватает знаний, умений и навыков организаторской деятельности, установления деловых контактов, управления процессом общения. им необходима помощь при выявлении затруднений в своей работе. В целях повышения роли ученического самоуправления разработана программа обучения ребят коллективно-организаторской деятельности. Ежемесячно выпускается школьная газета «Второй дом», редакция которой состоит из членов ученического самоуправления.

Уже на протяжении нескольких лет ведется анализ уровня воспитанности учащихся школы. Использование оценки воспитанности стимулирует у учеников процессы самопознания, вызывает желание и стремление к саморазвитию и самовоспитанию, что благотворно сказывается на формировании личности. – вставить диаграмму

Наряду с повышением среднего уровня воспитанности по школе, наблюдается его снижение в 7-8 классах, что обусловлено особенностями подросткового возраста. В связи с этим необходимо создать условия для повышения уровня воспитанности через повышение эффективности системы воспитания, психолого-педагогической культуры классного руководителя и внедрения новых технологий воспитания.

Анализ интересов учащихся к сферам социальной жизни показывает, что у большинства выпускников проявляются гражданские позиции, но сила выраженности интереса или проявление активности к ним различна. На формирование гражданской позиции, патриотизма направлены социальные акции, проводимые в школе при активном участии ученического самоуправления: «Гвоздика» (поздравление ветеранов»), «Тепло души» (помощь ветеранам и пожилым людям), «Дети- дети» (помощь Интернату № 4), «Я верю в тебя, солдат!» (сбор посылок для военного госпиталя). Ежегодно в гимназии проводятся благотворительные концерты и праздники. Традиционным стало участие в конкурсе социальных проектов «Гражданин», где команда гимназии неоднократно занимала призовые места. Доброй традицией стало проведение военной игры «Зарницы» при участии воинской части № 02977.

Патриотическая работа в гимназии тесно связана с работой школьного музея «Хранитель времени». Уроки мужества, вахты памяти, фестиваль народного костюма, конкурс патриотической песни, шефская помощь ветеранам, экскурсии по памятным местам, поисково-исследовательская работа – вот далеко не полный перечень мероприятий, направленных на воспитание патриотизма и уважения к своей стране и ее истории.

Профиль гимназии лингвистический и поэтому одна из задач воспитательной работы – формирование толерантной личности, воспитания терпимости и уважения к другим культурам. Благодаря сотрудничеству с Фондом поддержки образования г.Санкт-Петербург, гимназия получила уникальное обрудование, помогающее проводить сеансы видео-конференц-связи с другими регионами страны и с зарубежными партнерами. Видеоконференции со сверстниками из других стран и регионов России стало традицией гимназии.

Одна из важнейших задач воспитательной работы гимназии – предотвращение правонарушений среди учащихся. Разработана система мер, направленная на профилактику преступности среди несовершеннолетних. В гимназии работает Совет Профилактики, куда входят представители родительской общественности, администрации гимназии, инспектор ОДН, психолог. Проводятся встречи с сотрудниками РУВД, КДН, профилактические беседы, обеспечивается занятость учащихся во второй половине дня и во время каникул. На сегодняшний день в гимназии не наблюдается рост преступлений и правонарушений среди подростков, снижается число учащихся, состоящих на разного вида учетах. Серьезный контроль осуществляется за учащимися, относящимися к «группе риска».

 

учебный год

 

кол-во

2006-2007

 

3

2007-2008

 

2

2008-2009

 

1

Динамика снижения числа учащихся МОУ гимназии № 38, совершивших правонарушения

img8

 

Большую роль в воспитательной системе играет роль формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни. Разработан план мероприятий в который входят социальные акции «День без сигарет», «Красная лента», «Умей сказать: Нет!», «День здоровья», конкурсы агитбригад «Мы выбираем ЗОЖ!», конкурсы презентаций «Что мы знаем об алкголе?», конкурсы плакатов «Здоровое поколение – выбор ХХI века», беседы специалистов центра «Семья», инспектора ОДН, врачей поликлиники № 2.

Работая над духовно-нравственным воспитанием учащихся, педагоги гимназии широко используют возможности социальных партнеров – учреждений культуры. Помимо традиционных посещений выставок, спектаклей, музеев, концертов, в гимназии традиционно работает литературная гостиная, проводится фестиваль любителей стихов «Белая ворона», городской музыкальный фестиваль «Мир встречает Рождество», вечера отдыха «Стартинейдждер», «Осенний бал», КВН. Ни один праздник не обходится без концерта, организованного силами учащихся.

Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения зависит от классных руководителей, их профессионального мастерства. Анализ их деятельности показывает, что многие классные руководители, серьезно анализируя результаты своей работы, ставят перед собой и своим классом актуальные и реально выполнимые задачи. Изучение взаимоотношений классных руководителей со своими воспитанниками позволяет сделать вывод о том, что детям нужны учителя-мастера, способные не на словах, а на деле осуществлять союз с детьми, содержательно и интересно организовать их деятельность.

Регулярно проводятся семинары для классных руководителей «Одаренные дети», «Педагогическое общение», «Гражданское воспитание», «Диагностика воспитательного процесса» и другие. Один раз в год проводится педагогический совет по вопросам воспитания. В 2007 году создана кафедра воспитательной работы, объединяющая классных руководителей.

Контроль за деятельность классных руководителей и руководителей кружков и секций осуществляется в соответствии с Планом внутришкольного контроля.

Программы и планы деятельности МОУ гимназии № 38

1.Программа развития воспитания МОУ гимназии № 38 на 2006 – 2010 г.г.

2.Программа деятельности школы по сохранению и развитию здоровья учащихся МОУ гимназии №38

3.Программа организации профилактической работы в МОУ гимназии № 38 «Выбери жизнь»

4.Программа МОУ гимназии № 38 «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

5.Программа гражданского воспитания учащихся МОУ гимназии №38 «Я - ГРАЖДАНИН!»

6.Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «ЛЕТО»

7.Программа занятости подростков в МОУ гимназии №38 «Каникулы»

8.План воспитательной работы МОУ гимназии № 38 уч.год

9.План внутришкольного контроля за организацией воспитательной работы МОУ гимназии №38

10.План работы органов самоуправления учащихся

11.План по профилактике детского транспортного травматизма

12.План мероприятий, посвященных Дню Победы.

13.План спортивно – массовых мероприятий

14.План работы по организации всеобуча классных руководителей в МОУ № 38

15.План работы Совета профилактики

Последние новости

Вестник образования России Рисунок-ссылка

сайт Министерства просвещения Российской Федерации в сети "Интернет" do.tgl.ru   fipi.ru 

 

 

  

 

 

ВЫБОР СХЕМЫ ЦВЕТОВ ФОН+ТЕКСТ:

ЦВЕТ ЗАГОЛОВКОВ

:

ЦВЕТ ТЕКСТА

:

Интервал букв


Тип шрифта


РИСУНКИ



ТЕГ ALT