Профильное обучение на основе индивидуальных образовательных траекторий

«Справочник заместителя директора школы». № 1, 2011 г., с. 33-49, МЦФЭР.

Тихонова Людмила Михайловна

Заместитель директора по УВР МБУ гимназии №38 г. Тольятти

 

Обоснование актуальности перехода к обучению в форме ИОТ

 

С 2005–2006 учебного года наша гимназия перешла к профильному обучению. В рамках уже существующего лингвистического профиля на ступени среднего (полного) общего образования были открыты профильные классы с изучением русского языка, английского языка, литературы, второго иностранного языка по выбору. Однако классы филологического или лингвистического профиля больше были направлены на «специализированную подготовку» всех учащихся класса в одном направлении. Учебные планы однопрофильных классов составлялись на основе «Примерных учебных планов для некоторых возможных профилей» и содержали набор общеобразовательных предметов одинаковый для всех. Учащиеся были поставлены в ситуацию выбора только тогда, когда приступали к обучению в 10 классе. Старшеклассники имели право самостоятельного выбора элективных курсов из школьного компонента образовательного учреждения но, предлагаемый набор элективных курсов должен был поддерживать выбираемый профиль, и количество выбора их было очень ограниченным. Такой подход к профильному обучению не мог являться средством дифференциации и индивидуализации обучения и не обеспечивал в полной мере условия для построения учащимся своей образовательной траектории. Поэтому, в 2008 году гимназия в соответствии с приказом Министерства образования и науки Самарской области от 12.12.2008 №186-од, вступила в эксперимент по организации профильного обучения учащихся на ступени среднего (полного) общего образования в форме индивидуальной образовательной траектории. В научно-педагогической литературе достаточно полно рассматриваются вопросы, освещающие отдельные аспекты профильного обучения. (Т.И. Шамова, Г.Н. Подчалимова, Е.В. Воронина, А.А. Пинский ). В большинстве работ, связанных с проблемами профильного обучения, авторы недостаточное внимание уделяют исследованию изменений в педагогической системе средней общеобразовательной школы. Вместе с тем, в процессе реализации профильного обучения возникает потребность в организационно-системном, практико-ориентированном подходе к процессу профильного обучения на основе ИОТ. Отсутствие опробованных на практике методов системного подхода в управлении профильным обучением на основе ИОТ вступает в противоречие с существующей организационной моделью управления обучением в профильных классах. Данное противоречие поставило нас перед необходимостью обновления механизма управления профильным обучением на основе ИОТ, создания новой управленческой системы, выработке конкретных управленческих и организационных действий.

Организация перехода к профильному обучению на основе ИОТ

Принятию решения о введении в нашей гимназии профильного обучения на основе ИОТ предшествовал анализ имеющихся ресурсов в соответствии с требуемыми критериями:

наличие в учреждении на ступени среднего (полного) общего образования четырех классов;

наличие в учреждении трех профилей обучения (лингвистического, филологического, лингво-математического);

наличие в ОУ по каждому профилю не менее двух обязательных общеобразовательных учебных предметов, изучаемых на профильном уровне (русский язык, литература, английский язык, алгебра);

реализация в учреждении более десяти элективных курсов.

Объектом управления выступает процесс профильного обучения. Субъектом управления на уровне класса, учебной группы – классный руководитель или куратор, педагог-консультант и учителя-предметники; на уровне учебного предмета – учитель и обучающиеся.

Цель: создание системы деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе по управлению профильным обучением на ступени среднего (полного) общего образования.

Задачи:

подготовить условия и ввести профильное обучение в форме ИОТ на ступени среднего (полного) общего образования;

обеспечить условия, которые позволяют реализовывать дифференциацию содержания обучения старшеклассников с учетом образовательных запросов;

обеспечить организационно-педагогические условия для освоения образовательных программ профильного обучения;

повысить результативность образовательной деятельности учреждения.

Заместитель директора по УВР осуществляет контрольно-диагностическую деятельность – для обеспечения взаимодействия управляющей и управляемой систем, осуществления педагогического анализа, внесения корректировок в процесс организации профильного обучения, для создания информационного банка данных о работе каждого учителя в системе профильного обучения. Планируя такую деятельность, он составляет график руководства и контроля профильного обучения . Аналитические материалы, собранные в процессе контрольно-диагностической деятельности, имеют огромное значение для принятия заместителем директора оптимальных управленческих решений.

Этапы управленческой деятельности по организации профильного обучения

 

Управленческая деятельность заместителя директора по организации профильного обучения осуществляется поэтапно.

 

1-й этап – изучение образовательных запросов учащихся.

Управленческие действия:

анкетирование учащихся 9-х классов с целью выявления их образовательных запросов. Консультация с классными руководителями о содержании анкет и правильности заполнения бланков, установление сроков;

анкетирование учащихся 10-го класса по вопросу организации профильного обучения в 11-м классе;

сбор заполненных анкет;

обработка и анализ анкет;

перевод запросов в требования к программам;

формирование списка элективных курсов.

 

2-й этап – анализ кадровых, учебно-методических, материально-технических ресурсов образовательного учреждения по удовлетворению образовательных запросов школьников.

Управленческие действия:

заседание научно-методического совета, предметных методических кафедр по анализу имеющихся ресурсов и возможностей формирования ресурсов, недостающих для реализации проекта учебного плана;

принятие управленческого решения.

 

3-й этап – разработка и оформление профильных программ в соответствии с основными требованиями.

Управленческие действия:

проведение обучающего семинара для учителей, установление сроков;

индивидуальное консультирование по возникающим вопросам;

проверка и анализ профильных программ;

утверждение программ профильных предметов, элективных курсов;

проведение экспертизы (внутренняя экспертиза – на заседании научно-методического совета, внешняя – в профессиональном сообществе вузов).

 

4-й этап – формирование проекта индивидуальных учебных планов на основе соотнесения запросов с ресурсом часов к финансированию

Управленческие действия:

оформление учебного плана – ответственного предложения учащимся со стороны гимназии;

проведение совещания с классными руководителями о назначении учебного плана учащегося;

проведение классного часа с учащимися 9-х классов о значении индивидуального учебного плана, определение сроков заполнения;

обеспечение педагогического консультирования в процессе определения и корректировки учащимися ИОТ;

сбор и обработка информации;

формирование групп учащихся (по количеству) для изучения обязательных предметов с учетом уровня изучения, обязательных предметов по выбору и элективных курсов.

 

5-й этап – разработка учебного плана гимназии.

Управленческие действия:

оформление учебного плана (план, где отражается набор обязательных учебных предметов с указанием уровня, предметов по выбору, регионального компонента и элективных курсов; план как сетка учебных часов к финансированию, с указанием количества групп);

утверждение директором гимназии;

согласование с департаментом образования.

 

6-й этап – организация учебного процесса на старшей ступени.

Управленческие действия:

тарификация учителей, работающих в системе профильного обучения;

обеспечение педагогического консультирования при корректировке ИОТ в начале учебного года;

проведение консультаций с классными руководителями по оформлению индивидуального учебного плана (ИУП) каждого учащегося;

утверждение ИУП директором

формирование групп учащихся (списочный состав)

проведение консультаций с классными руководителями по оформлению журналов (в каждом томе разный набор предметов и элективных курсов);

составление индивидуального расписания;

организация занятости учащихся во время “окон”;

оказание методической поддержки учителям при составлении календарно-тематического планирования;

проверка, согласование и утверждение УМК профильного обучения;

осуществление контроля учебного процесса;

осуществление смены ИОТ во втором полугодии.

 

7-й этап – завершающий, подведение итогов.

Управленческие действия:

анализ результатов отслеживания образовательного процесса;

анализ качества обучения старшеклассников;

анализ программно-методического обеспечения;

анализ кадрового обеспечения;

проведение предметных методических кафедр. Обмен опытом, самоанализ учителей, подведение итогов;

выявление затруднений и внесение корректировок в процесс профильного обучения;

составление аналитического итогового документа;

выступление с докладом на августовском педсовете.

 

Методическое сопровождение профильного обучения

 

Успешность реализации задач профильного обучения зависит от наличия четкой методологической основы и структуры методического обеспечения в соответствии с конечной целью и планируемыми образовательными результатами. Методическая работа помогает создать условия для подготовки учителя к работе в системе профильного обучения. В нашей гимназии создан и работает научно-методический совет, который на своих заседаниях постоянно рассматривает актуальные вопросы профильного обучения. Для более четкой организации методического сопровождения учителей по вопросу профильного обучения в гимназии организованы семинары для классных руководителей и учителей. Занятия проводят члены администрации гимназии. Ответственным является заместитель директора по УВР

Реализация целей профильного обучения, записанных в разработанной концепции профильного обучения, возможна при условии создания профильных УМК и подготовки учителей, способных работать в системе профильного обучения. Профильные УМК разрабатываются на основе содержания образовательных минимумов базового и профильного уровней обучения, учитывают содержание примерных и авторских программ базовых, профильных и элективных курсов. Основная цель программ профильных курсов – ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на их подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

Программы, обеспечивающие профильное обучение, могут быть базового, профильного, углубленного и расширенного уровней. УМК профильного обучения включает в себя и программы элективных курсов. Тематика и содержание профильных программ должны:

предоставлять обучающимся возможность для выбора ИОТ;

способствовать осознанному профессиональному самоопределению;

иметь актуальность, социальную и личностную значимость;

обладать значительным развивающим потенциалом;

обеспечивать планируемые результаты обучения.

Можно выделить три этапа реализации профильных программ: подготовительный, основной и итоговый. Их общая характеристика такова:

изучение и анализ образовательных запросов учащихся;

анализ педагогических и материальных ресурсов по удовлетворению образовательных запросов школьников;

методическая поддержка учителей, разрабатывающих или внедряющих профильные программы;

разработка и оформление программ в соответствии с основными требованиями;

анализ и утверждение программ (внутренняя или внешняя экспертиза);

реализация и апробация различных программ профильных и элективных курсов;

анализ результатов и изучение востребованности программ;

создание базы данных авторских и рекомендованных профильных программ.

Мы реализуем программы систематических курсов различных направлений и уровней:

профильного уровня по русскому языку;

профильного уровня по английскому языку;

“Русский язык с элементами стилистики”;

“Русский язык с элементами деловой коммуникации”;

“Обществознание с элементами права”;

“Обществознание с элементами экономики”;

“Литература с элементами культурологического анализа”.

Создано более десяти авторских программ элективных курсов по иностранным языкам, обществознанию, русскому языку:

Английский язык для делового общения”;

Деловая коммуникация на английском языке”;

Французский разговорный”;

Немецкий разговорный”;

Страноведение (Великобритания);

Культурология”;

Средства выразительности русского языка;

Сложные вопросы словообразования;

Стилистика русского языка;

Вопросы права в курсе обществознания;

Современная экономика

Все программы прошли внешнюю экспертизу, утверждены Самарским государственным университетом, Международным институтом рынка и позволяют обеспечивать ИОТ учащихся. В гимназии создан электронный банк данных реализуемых образовательных программ и программ элективных курсов.

 

Промежуточные результаты

Важным показателем эффективности профильного обучения являются уровень .качества знаний учащихся 11-х классов – выпускников III ступени гимназии

Учебный год Количество выпускников % успеваемости % качества
2009-2010 43 100 60,5
2010-2011 39 100 72
2011-2012 58 100 75,9

 

Количество и процент от общего числа выпускников средней школы, награжденных медалями «За особые успехи в учении».

 

Выдано, медали 2009-2010 2010-2011 2011-2012
Золото 7 7 11
Серебро 5 5 7
Всего 12 12 18
% от общего количества 28% 31% 31,00%

 

 

Результаты итоговой аттестации выпускников по профильным предметам

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку

Уч.год 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012
Ср.балл 70,3 72,8 72 75

 

Анализ результатов ЕГЭ по английскому языку

Уч.год 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012
Ср.балл 76,5 73,4 77,4 75

Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию

Уч.год 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012
Ср.балл 64 63,3 59 63,8

Анализ результатов ЕГЭ по истории

Уч.год 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012
Ср.балл 60,7 62 56,4 77,6

 

Анализ результатов ЕГЭ по литературе

Уч.год 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012
Ср.балл 69,4 64,5 58 77

Таким образом, выпускники показывают стабильно высокий результат. Показатели гимназии выше показателей города и региона. Процент выпускников получивших, на итоговой аттестации в форме ЕГЭ от 80 и более баллов составляет: 2008 г. – 16%, 2009 г. – 34%, 2010 – 44, 2012 – 62% Качество знаний старшеклассников по предметам составляет от 70% - 100%. Высокое качество знаний выпускников даёт возможность поступления в желаемые вузы города, России и зарубежья. Продолжили обучение в соответствии с профилем: русский язык - 90% (процент от количества уч-ся, изучающих предмет на профильном уровне); английский язык - 23%; история - 70%; обществознание - 69%. 100% учителей, работающих на старшей ступени, прошли курсы повышения квалификации. По результатам анкетирования – 100% учащихся старших классов удовлетворены возможностью выбора предметов и уровня их изучения. Результатом управленческой деятельности заместителя директора по учебно – воспитательной работе является то, что за последние годы в гимназии произошли структурные, организационные, и содержательные изменения на ступени среднего (полного) общего образования. Сформировалась новая образовательная система, направленная на индивидуализацию и дифференциацию обучения. Созданная управленческая система позволяет заместителю директора по учебно – воспитательной работе анализировать результаты деятельности педагогического коллектива, выявлять причины затруднений, вносить корректировку в процесс профильного обучения и принимать эффективные управленческие решения.

Список литературы:

Профильное обучение. Сборник нормативных документов. М, 2006.

Воронина, Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение / Е.В.Воронина. - М.: «5 за знания», 2006.

Пинский А. Концепция профильного обучения: все идет по плану / А. Пинский. «Народное образование». 2004.- №1.

Черникова, Т.В. Качество управления школой на этапе перехода к профильному обучению / Т.В.Черникова. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

Шамова, Т.И. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода. Т.И. Шамова и др... - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

mon.gov.ru do.tgl.ru fipi.ru

ВЫБОР ФОНА

ЦВЕТ ЗАГОЛОВКОВ

:

ЦВЕТ ТЕКСТА

:

РИСУНКИ