Духовный аспект формирования мировоззрения учащихся.

Хренова Ирина Николаевна

учитель начальной школы

МОУ гимназии № 38 г. Тольятти

 
Время, в которое мы живём, очень трудное, но наряду с этим и судьбоносное.

Сегодня в нашем отечестве как никогда остро стоит вопрос о судьбе подрастающего поколения. Можно без преувеличения сказать, что от того, как сложится их судьба, от того какой путь выберут наши соотечественники и их дети, будет зависеть как их личная жизнь, так и национальная и государственная судьба России.

В наше время перед каждым родителем, педагогом, любым человеком, болеющим за дело воспитания детей, встал мучительный вопрос духовного аспекта патриотического воспитания в системе образования школьников.

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года чётко указывает, что истинное школьное образование призвано, в первую очередь, заложить в человеке основы полноценной личности, мыслящей духовно и нравственно, исторически верно ориентированной. Всё это невозможно без верного миропонимания, которое формируется через духовно-нравственную зрелость.

Центром, истоком, вдохновляющим началом русского миросозерцания, бытия всегда была и остаётся Святая православная Церковь. Она является нравственной основой жизни общества. Уход от веры, культуры, традиций выражается в потере смыслов жизни, что неизбежно ведет к вырождению нации. Для того и отнимают веру, чтобы создать неразбериху, в которой легче провозглашать, что нет норм морали, нравственности. Человек, который живёт по принципу: что хочу, то и делаю, игнорирует нравственные законы.

Важнейший аспект духовного кризиса современного российского общества состоит в том, что в России утрачено здоровое чувство национального и культурного самосохранения. Основополагающие ценности культурной традиции сейчас почти не

передаются, более того, происходит их размывание и подмена – и в этом болезнь нашего образования. Необходимо осознать эти ценности, конкретно те, на которых развивалась

наша культура. Большой ошибкой было бы противопоставлять ценности отечественной культуры и ценности «общечеловеческие», поскольку вечные идеалы Истины, Добра,

Красоты, Жизни, Любви являются основополагающими моментами жизни любого народа.

С этой целью на базе нашей гимназии проходят уроки по ОПК. Они несут в себе культурологическую направленность, позволяют обратиться к истокам русской культуры, к исторической, философской, религиозной литературе как источнику познания народных традиций, российского менталитета, особенностей развития общества – все это свидетельствует об актуальности введения курса “Основы Православной культуры”.

Учитывая то, что младшие школьники та среда, которая активно и искренне тянется к гуманистическим ценностям нашего народа, его культуре и традициям данная программа начинает свою работу с младших школьников.

В начальной школе предполагается формирование представлений о нравственных ценностях, преподнесение начальных сведений о православной культуре с опорой на семейный уклад жизни и познание окружающего мира и природы. В основной школе ( в среднем и страшем звеньях) происходит систематизация и обобщение полученных знаний, их углубление и расширение при раскрытии интегрированных проблемных тем исторического и нравственного содержания. Такой подход позволит подготовить подростков к осознанию проблем мировоззренческого уровня, проведению сравнительного анализа культур разных эпох, народов и религий на старшей ступени обучения, позитивной ориентации в различных системах социума.

На данных уроках педагог воспитывает уважительное отношение к слову через чтение былин, сказок, знакомит ребят со старославянской азбукой, наукой «генеалогией», жизнью и деятельностью монахов Кирилла и Мефодия, Я.Мудрого, М. Ломоносова и др.

выдающихся людей. На уроках технологии затрагиваются вопросы «Государственные и религиозные праздники», история их возникновения, традиции празднования, в соответствие с этим изготавливаются поделки. Классные часы и некоторые занятия проводят в нестандартной форме. Это могут быть посиделки, когда дети облачаются в

русские народные костюмы, поют русские народные песни. На переменах учащиеся разучивают русские народные игры.

Отличительной чертой уроков является постоянное обращение к пословицам и поговоркам, т.е. мудрым изречениям и метким выражениям, которые, не смотря на свою

давность продолжают «жить» и в современном обществе. И это неслучайно, не через них ли легко и доступно можно познакомить учащихся с истинными общечеловеческими ценностями?

1этап (1 класс). Знакомство с пословицами и поговорками в «готовом» виде, раскрытие их смысла.

2этап (2 класс).

Частично-поисковый. Даю несколько пословиц в деформированном виде, учащиеся должны соотнести начало и конец высказывания, далее идет интерпритация.

3 этап (3 класс).

Проблемно-творческий. Даю начало пословицы, а учащиеся должны самостоятельно её продолжить, затем сравниваем полученные варианты с оригиналом.

4 этап (4 класс).

Творческий. На этом этапе учащиеся пробуют свои силы в самостоятельном составлении пословиц и поговорок.

Итогом такой работы является составление сборника пословиц и поговорок по различным темам, а также сборника пословиц и поговорок стран народов мира.

Как мы видим курс «Основ православной культуры» плавно вписывается в учебный процесс и находит своё воплощение на каждом уроке.

В этом года работа по данному курсу углубилась, приобрела проектную направленность. Учащиеся многих классов работали в течении 1 месяца над проектами: «Празднования Рождества в России и Германии», «Традиции народов России и Франции», «Культура эпохи Возрождения» и т.д. Итогом данной работы служила защита проектов, выпуск буклетов и представление презентаций на региональном семинаре по теме: «Культура народов – основа общечеловеческих ценностей» , проходившем на базе нашей гимназии в декабре прошлого года.

А как непросто воспитать единство слова и дела, помочь ребенку познать и реализовать себя, научить сотрудничать, пробудить «чувства добрые», обогатить духовно, пробудить жажду познания, приохотить к серьезному, творческому и самостоятельному труду ума и души. Ежедневное общение педагога с детьми должно рождать такую жажду познания, обострять чувства, пробуждать воображение, а значит - помогать детям понять себя и других, мир, в котором они живут, все это возможно через осознание своего прошлого и перспектив будущего.

Я стараюсь никогда не забывать слова Ш.А.Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств, сей знания не только в памяти и сознании своих учеников, но, и в первую очередь, в их душах и сердцах. Только в этом случае знания на твоих уроках могут стать ступеньками нравственного становления для каждого твоего воспитанника».

Данный «фундамент» должен быть заложен, на мой взгляд, в младшем школьном возрасте. Далее в среднем и старшем звене именно

эти устремления будут наполнять нравственную жизнь ребенка высоким смыслом, а саму мораль ( «mores» - нрав, обычай, характер) выведут за рамки упрощенных представлений, предохранят от сведения ее к набору простейших правил поведения, собираясь по крупицам в большую мозаику под названием «мировоззрение» (т.е. система взглядов на мир в целом, обуславливающая поведение человека в обществе), и засияет она своей

целостностью лишь к концу школьного обучения. Начальной же школе в этой работе принадлежит самый ответственный этап – закладывание «фундамента духовности».

В результате такого воспитательного процесса у человека сформируется мировоззрение, и он сможет вести полнокровную, высоконравственную, духовно насыщенную жизнь, соразмеряя свои действия и помыслы с Высшими Ценностями.

Последние новости

Вестник образования России Рисунок-ссылка

сайт Министерства просвещения Российской Федерации в сети "Интернет" do.tgl.ru   fipi.ru 

 

 

  

 

 

ВЫБОР СХЕМЫ ЦВЕТОВ ФОН+ТЕКСТ:

ЦВЕТ ЗАГОЛОВКОВ

:

ЦВЕТ ТЕКСТА

:

Интервал букв


Тип шрифта


РИСУНКИ



ТЕГ ALT