Формирование духовно-нравственных ориентаций на основе семейных ценностей на уроках литературы и во внеклассной работе

Дасова Вера Александровна,i 550

учитель русского языка и литературы

МОУ гимназии №38 г. Тольятти

Наши дети, наши выпускники, по окончании школы выбирают различные профессиональные пути. Кто-то выбирает профессию строителя, экономиста, переводчика, а кто-то становится парикмахером, юристом… Но всех их объединяет нечто общее: все они будущие родители, мамы и папы, у всех у них будут свои семьи и дети.

Как подготовить ребят к семейной жизни? Как помочь им правильно понять, в чем заключаются семейные ценности, осознать, что семья – это основа общества?

Благодатный материал в этом вопросе представляет русская литература. Тема дома и семьи – одна из главных в произведениях наших писателей. Изучая их в школе, следует особо обратить внимание на то, как авторы раскрывают данную проблему.

Тема семьи, дома звучит уже в древнерусских художественных произведениях. О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене княгиня Ефросинья Ярославна («Слово о полку Игореве»). Через все жизненные испытания проносят свою любовь и верность муромский князь Петр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»). Восхищения достойна и семья протопопа Аввакума. Изучая эти произведения, обращаешь внимание детей, что в настоящей семье супруги должны быть всегда вместе: и в радости, и в горе. Зачитываем фрагмент, где говорится о том, как измученная долгой дорогой жена Аввакума восклицает: «Долго ли мука сея, протопоп, будет?!». И, услышав от него в ответ: «Марковна, до самыя до смерти!» - покорно говорит: «Добро, Петрович, ино еще побредем».

В основе семейных связей лежит кровное родство. Казалось бы, что может быть крепче и надежнее для защиты человека от бед, от одиночества? Но, увы… Далеко не в каждой семье даже самые близкие люди понимают друг друга.

Изучая комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль», акцентирую внимание на взаимоотношениях членов семьи Простаковых. Возмущаешься деспотизмом, невежеством матери, иронизируешь над безволием отца, а над Митрофанушкой часто смеешься. Только этот смех горек и грустен. «Кто же виноват, что Митрофан вырос недорослем в нравственном смысле? Почему госпожа Простакова слышит режущие сердце слова сына: «Отвяжись, матушка, вот навязалась!» - задаю эти вопросы учащимся. Вместе приходим к выводу: виноваты в первую очередь родители. Будучи не в состоянии внушить сыну высокие духовные понятия, они не могут научить его и элементарному.

А ведь так важно, в какой атмосфере растет и воспитывается ребенок, потому что от этого зависит будущее его и всего общества. И потому многие русские писатели посвящали и посвящают свои произведения «мысли семейной». Читая их, приходишь к выводу: все начинается с детства, все зависит от того, с каким багажом духовных ценностей выйдет человек на самостоятельную жизненную дорогу из родительского дома.

Не случайно писатели рассказывают в своих произведениях о детстве героев (многие из них носят автобиографический характер), о становлении взрослеющей личности. Это С.Т.Аксаков и его дилогия: «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», Л.Н.Толстой и его трилогия: «Детство», «Отрочество», «Юность», А.Н.Толстой и его повесть «Детство Никиты» и другие. Их произведения пронизаны мыслью о семейной гармонии, об огромном значении всего строя семейных отношений.

Когда начинаем изучать роман Л.Н.Толстого «Война и мир», обсуждаем с учениками вопрос: «Почему писатель изображает Наташу Ростову с тринадцатилетнего возраста?» Иначе, особенно в финале произведения, читатель не понял бы ее. Толстой показал истоки Наташиного характера, мотивируя все то, что произойдет с нею потом, когда она станет взрослой.

Также были бы непонятны поступки, поведение многих других литературных героев, если бы не прочитали об условиях их воспитания, о семейной атмосфере, в которой они росли.

Петр Гринев, герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», отправляясь в дальний путь к месту службы, слышит отцовский наказ: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помню пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Какие хорошие слова! И сын не подвел отца, во всех жизненных ситуациях старался быть честным, человечным.

А Павлу Чичикову из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» отцом было дано такое «умное» наставление: «С товарищами не водись, они тебя добру не научат… Не угощай и не потчевай никого; больше всего береги и копи копейку…» Мальчик, усвоив уроки отца, уже в школе проявил изворотливость, расчетливость и низость души. Мешочек с деньгами заменил ему семью, и друзей, и коллег.

Отчий дом, родной очаг… Он может быть теплым и радушным, а может быть холодным и черствым. Для того чтобы в нем царили уют и покой, надо сделать его атмосферу доброй и солнечной, а сам дом наполнить радостным ощущением жизни. Изучая повесть «Юность» Л.Н.Толстого, зачитываем фрагмент приезда Николеньки Иртеньева после долгой разлуки: «Все это было так знакомо, так дружно между собой, что я вдруг почувствовал на себе ласку милого старого дома. Мне невольно представился вопрос: как могли мы, я и дом, быть так долго друг без друга». Спрашиваю детей: «Ребята, вам всем хочется возвращаться домой?» К сожалению, не всем. Правда, их не так много.

Да, домашний мир держится согласной семейной атмосферой, прочностью родственных уз. Но духовные связи возникают не сами по себе, их надо ежедневно, ежечасно взращивать, каждому надо много работать над своим характером, проявлять терпение.

«Мысль семейная» глубоко прослеживается в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир». Наиболее подробно писатель рассказывает о Болконских, Ростовых и противопоставляет им семейство Курагиных.

В семье Болконских царит спартанская обстановка. Внешне они люди суровые, сдержанные. Но они любят друг друга, только хранят свои чувства в тайниках своей души.

У Ростовых все иначе. Они живут радостно, эмоционально, не скрывают своих чувств: прощаясь – плачут, открыто радуются при встрече.

У этих семей есть то, что их объединяет: не только кровное родство, но и единство взглядов, искренность, естественное движение души.

Курагины в романе – это символ деградированной семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного, в которой каждый живет ради собственного удовольствия, в ней нет самого главного – духовной близости. Познакомившись с этими эпизодами, я предлагаю ребятам разделиться на две группы, предварительно задав вопрос: « В какой семье вы хотели бы жить? По образцу, какой семьи, Болконских или Ростовых, вы бы хотели построить свою семью?» Учащиеся вместе обсуждают это и аргументируют свой выбор.

О семье, семейных отношениях, о верности, о любви говорю с учениками на уроках внеклассного чтения.

Прекрасное произведение о верности, об истинной любви – поэма Н.А.Некрасова «Русские женщины». Поэт написал о величайшем самопожертвовании жен декабристов, поехавших в сибирскую ссылку вслед за мужьями. На вопрос: «В чем заключается подвиг этих женщин?» учащиеся отвечают: «В том, что они совершили подвиг любви, в том, что они решили поддержать моральный дух своих супругов, разделить с ними их тяжелую участь…»

И зачитываем строки из поэмы. Например:

Опорою гибнущим, слабым, больным,

Мы будем в тюрьме ненавистны.

И рук не положим, пока не свершим

Обета любви бескорыстной.

И снова подчеркиваем мысль: муж и жена должны быть опорой друг другу во всех ситуациях.

В старших классах больше говорим о любви, о материнстве, о воспитании детей. Есть замечательные современные произведения: М. Глушко «Мадонна с пайковым хлебом», В.Распутин «Женский разговор», В.Астафьев «Печальный детектив», «Людочка»…

Нина Нечаева, героиня романа «Мадонна с пайковым хлебом», оставшись в начале войны одна, беременная, не сделала аборт (хотя ей многие советовали), родила и выходила ребенка в тяжелейших, невыносимых условиях. Спрашиваю учеников: «А как сейчас, в мирное, невоенное время?» Зачитываем статью «Печальная статистика» из местной газеты «Городские ведомости». За десять месяцев 2008 года в роддомах нашего города матерями-кукушками были оставлены 33 ребенка: среди этих ни в чем не повинных детишек – 14 девочек и 19 мальчиков. Почему? Что происходит с нами?

Когда читаем и обсуждаем роман В.Астафьева «Печальный детектив», акцентирую внимание детей на рассуждении писателя о том, что такое семья, для чего она нужна: «Муж и жена. Сошлись. Не самец и самка, а человек с человеком, соединенные для того, чтобы помочь друг другу и обществу, усовершенствоваться, из сердца в сердце перелить кровь свою и вместе с ней передать все, что в них есть хорошее».

Семья в современном обществе… Писатели, журналисты, психологи, социологи отмечают, что семейные связи становятся менее прочными: в основном нуклеарные семьи (только родители и дети), большое количество разводов, брошенные дети, брошенные старики, гостевые браки (родители живут в разных квартирах и встречаются только по выходным дням). На вопрос «Вы бы хотели, чтобы папа жил отдельно?» в ответ слышу дружное «Нет». Почему? Вместе с детьми размышляем об этом. И не только на уроках, но и во внеклассной работе.

Прочитали из газеты «Городские ведомости» статью «Так где живет большое счастье?» об областном Форуме многодетных семей, посвященному Году семьи. Наш город Тольятти на нем представляли три семьи: Яковчуки (трое детей), Башевы (четверо детей, из них – одна приемная), Потяшины (семеро детей). У семейного герба Яковчуков есть надпись: «Счастливые семьи основаны на любви и укрепляются верой, молитвой, покаянием и прощением. Мы верим, что наша семья может жить вечно и связь поколений не прервется никогда».

В рамках Года семьи, объявленного в 2008 году, в классе был проведен ряд мероприятий.

1.Анкетирование на тему «Мои ценности».

В большинстве ответов подтверждается ценность счастливой семейной жизни.

2.Круглый стол «Известные российские семьи».

3.Классный час «Самая старинная вещь в нашей семье».

4.Составление генеалогического древа. (Правда, это работа кропотливая, многолетняя…).

5.Встреча с бабушками.

Всей свой работой по данной теме я стараюсь подвести учащихся к мысли, что настоящая, согласная семья – это великое счастье и в то же время огромный труд и терпение. Русский философ А.Н.Бердяев сказал об этом так: «Семья – это взаимное несение тягот и школа жертвенности».

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Л.Н.Толстой

Последние новости

  • Всероссийский  «День Эколят"
    22.04.2024

     

    Уважаемые педагоги и родители!

    Информируем Вас о проведении ежегодного Всероссийского «Дня Эколят»...

  • Диктант Победы
    22.04.2024

     

    В МБУ "Гимназия №38", 26 апреля 2024 года, в 13:00, состоится Диктант Победы...

Вестник образования России Рисунок-ссылка

сайт Министерства просвещения Российской Федерации в сети "Интернет" do.tgl.ru   fipi.ru 

 

 

  

 

 

ВЫБОР СХЕМЫ ЦВЕТОВ ФОН+ТЕКСТ:

ЦВЕТ ЗАГОЛОВКОВ

:

ЦВЕТ ТЕКСТА

:

Интервал букв


Тип шрифта


РИСУНКИ



ТЕГ ALT