Профильное обучение
С 2008 по 2012 год гимназия №38 в соответствии с приказами министерства образования и науки Самарской области от 12.12.2008 №186-од и от 26.09.2012 №322-од, является экспериментальной региональной площадкой по организации профильного обучения учащихся на ступени среднего (полного) общего образования в форме индивидуальной образовательной траектории. Реализация учащимися индивидуальной образовательной траектории основана на выборе учащимися:
- обязательных предметов по выбору, не вошедших в федеральный перечень обязательных предметов и предлагаемых образовательным учреждением на основе изучения запросов учащихся,
- элективных курсов, предлагаемых образовательным учреждением на основе изучения запросов учащихся,
- направленности и уровня освоения содержания обязательных предметов, обязательных предметов по выбору.
Такая организационная форма профильного обучения позволяет создать образовательную систему специализированной подготовки личности к профессиональному самоопределению и самореализации выпускника в его самостоятельной жизни.
Принятию решения о введении профильного обучения на основе ИОТ предшествовал анализ имеющихся ресурсов в соответствии с требуемыми критериями:
- наличие в учреждении на ступени среднего (полного) общего образования четырёх классов;
- наличие в учреждении трёх профилей обучения (лингвистического, филологического, лингво – математического);
- наличие в учреждении по каждому профилю не менее двух обязательных общеобразовательных учебных предметов, изучающих на профильном уровне (русский язык, литература, английский язык, алгебра);
- реализация в учреждении более 10 элективных курсов.
Следующим организационным шагом стало создание нормативно – правовой базы гимназии, обеспечивающее сопровождение профильного обучения. Были внесены изменения в Устав гимназии, принято Положение о профильном обучении учащихся на старшей ступени среднего (полного) общего образования, разработан и принят новый Учебный план. Включены функциональные обязанности по организации образовательного процесса на старшей ступени в должностную инструкцию заместителя директора по учебно – воспитательной работе, обязанности педагога – консультанта в должностную инструкцию классного руководителя. Разработан новый учебно – методический комплекс.
Профильные УМК разрабатываются на основе содержания образовательных минимумов базового и профильного уровней обучения, учитывают содержание примерных и авторских программ базовых, профильных и элективных курсов. Основная цель программ профильных курсов – ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
Программы, обеспечивающие профильное обучение, могут быть базового, профильного, углублённого и расширенного уровня. УМК профильного обучения включает в себя и программы элективных курсов. Из целей профилизации обучения, следует, что тематика и содержание профильных программ должны отвечать следующим требованиям:
- предоставлять возможность для выбора индивидуальной образовательной траектории;
- способствовать осознанному профессиональному самоопределению;
- иметь актуальность, социальную и личностную значимость;
- обладать значительным развивающим потенциалом;
- обеспечивать планируемые результаты обучения.
Можно выделить несколько этапов реализации профильных программ: подготовительный этап, основной и итоговый. Общая характеристика этапов следующая:
- изучение и анализ образовательных запросов учащихся;
- анализ педагогических и материальных ресурсов по удовлетворению образовательных запросов школьников;
- обеспечение методической поддержки учителей, разрабатывающих или внедряющих профильные программы;
- разработка и оформление программ в соответствии с основными требованиями;
- анализ и утверждение программ (внутренняя или внешняя экспертиза);
- реализация и апробация различных программ профильных и элективных курсов;
- анализ результатов и изучение востребованности программ;
- создание базы данных авторских и рекомендованных профильных программ.
В гимназии №38 реализуются программы систематических курсов различных направлений и уровней:
- профильного уровня по русскому языку,
- профильного уровня по английскому языку,
- «Русский язык с элементами стилистики»,
- «Русский язык с элементами деловой коммуникации»,
- «Обществознание с элементами права»,
- «Обществознание с элементами экономики»,
- «Литература с элементами культурологического анализа».
Создано более десяти авторских программ элективных курсов по иностранным языкам, обществознанию, русскому языку:
- «Английский язык для делового общения»,
- «Деловая коммуникация на английском языке»,
- «Французский разговорный»,
- «Немецкий разговорный»,
- «Страноведение» (Великобритания),
- «Культурология»,
- «Средства выразительности русского языка»,
- «Сложные вопросы словообразования»,
- «Стилистика русского языка»,
- «Вопросы права в курсе обществознания»,
- «Современная экономика».
Все программы имеют внешнюю экспертизу и утверждены доктором педагогических наук Самарского государственного университета. Созданные программы позволяют обеспечивать индивидуальную образовательную траекторию учащихся. В гимназии создан электронный банк данных реализуемых образовательных программ и программ элективных курсов.
Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, профильное обучение является «средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования».
У каждого учащегося есть свой индивидуальный учебный план, который составляется на каждое полугодие.